САМАРСКИЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ "РЕЧФЛОТ-63"

основан 5 февраля 2010 г. для общения любителей и ценителей речного флота и круизов,а так же для профессиональных речников и туроператоров. НАША ЦЕЛЬ-ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ РЕЧНОГО ТУРИЗМА и ТРАНСПОРТА
Текущее время: 18 авг 2022, 12:56

Часовой пояс: UTC + 3 часа



из Самары
728*90 © Самарский интернет-портал «РЕЧФЛОТ-63». При использовании фотоматериалов и информации с нашего интернет-ресурса ссылка на www.rechflot-63.ru - обязательна!
Текущее время: 18 авг 2022, 12:56


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Пароход"Володарский"
Новое сообщениеДобавлено: 06 окт 2011, 07:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 апр 2011, 07:31
Сообщений: 597
Откуда: Новокуйбышевск
Cпасибо сказано: 185
Спасибо получено:
28 раз в 22 сообщениях
ИХ ПОРОДНИЛА ВОЛГА

Не так уж много у нас осталось техники, участвовавшей в революции и гражданской войне и ставшей памятником героических событий. Так, из кораблей этой высокой чести удостоились только «Аврора» и «Красный вымпел», установленные на вечную стоянку в Ленинграде и Владивостоке. Остальные суда, казалось бы, канули в небытие; остались лишь фотографии да отдельные детали, кое-где украшающие музейные экспозиции...

Но вот удивительный факт: еще сохранились, по крайней мере, два парохода - участника борьбы за Советскую власть на Волге. Это «Спартак» и «Володарский» - суда уникальной судьбы, семь с половиной десятилетий верно служившие Родине. Им довелось быть и речными пассажирскими лайнерами, и агитпароходами, и войсковыми транспортами, а «Спартаку» - еще и штабным кораблем Волжской военной флотилии. Сегодня «Володарский» стоит на приколе, а «Спартак» совершает свои последние рейсы. И думается, что если суда-ветераны пойдут на слом, то это будет непоправимой ошибкой. Они, несомненно, заслужили другой участи - стать музеями или мемориалами в честь трудового и ратного подвига волжских речников.

Весной 1919 года над оказавшейся в кольце фронтов молодой Советской Республикой нависла еще одна серьезная угроза - из Сибири наступали войска адмирала Колчака. Хорошо вооруженные Антантой, они брали город за городом, подошли вплотную к Казани. Восточный фронт вновь стал решающим.

Одной из важнейших сил, способных противостоять белой армии, являлась Волжская военная флотилия. Она состояла из более чем 120 судов и кораблей, имевших на вооружении 56 орудий, и была укомплектована преданными революции экипажами - опытными волжскими речниками и моряками Балтфлота. Именно они внесли огромный вклад в дело защиты Октября и по праву именуются «красой и гордостью революции».

26 апреля в Нижнем Новгороде в честь отбывающих на фронт бойцов был устроен торжественный концерт-митинг. Его организовали районный комитет коммунистов водного транспорта и районная культурно-просветительная комиссия речников. Концерт проходил на борту парохода «Спартак», вставшего у одного из дебаркадеров Сафроновской пристани. Перед матросами выступали лучшие артисты города, а также большевики-агитаторы. Сразу после завершения мероприятия город наполнился гулом многочисленных гудков - это пароходы провожали направляющиеся в Казань корабли. Первыми прибыли на фронт - уже на следующий день - две канонерки, а 2 мая из Нижнего вышла вся флотилия в полном составе.

Среди уходивших вниз по Волге судов выделялись два однотипных больших парохода - «Спартак» и «Володарский». На первом из них разместился штаб флотилии, а второе служило транспортно-десантным судном. «Спартак» внешне не производил впечатления боевого корабля. Однако этот по-граждански окрашенный и лишенный вооружения пароход в действительности являлся флагманом соединения. Командующий Волжской флотилией Смирнов в своих боевых приказах подчеркивал: «Возможно чаще по радио или иными доступными средствами освещать положение дел, посылая донесения в оперативный отдел штаба флотилии на «Спартак».

Вскоре разгорелись ожесточенные бои за Каму, Вятку и Белую. Не обошлось и без потерь: 24 мая в сражении у Святых Ключей после попадания снаряда в машинное отделение вынуждена была выброситься на берег канонерка «Терек» (новейший корабль, строившийся как минзаг для Балтфлота), захваченная позже белыми. Ее команда во главе с командиром Глазуновым пропала без вести. В том же бою погиб и теплоход «Рошаль».

И все же победоносное продвижение Красной Армии стремительно развивалось. Волжская флотилия, несмотря на поставленные противником минные заграждения, шла вверх по Каме, и уже 8 июня штабной корабль «Спартак» пришвартовался к пристани Дербежка недалеко от устья Белой. Опять жаркие бои - и 1 июля 1919 года при поддержке корабельной артиллерии красноармейские части освободили Пермь. Флотилия поставленную перед ней задачу выполнила.

Может показаться невероятным, но участники тех далеких событий - пароходы «Спартак» и «Володарский» - дожили до наших дней. Но, чтобы познакомиться с ними поближе, следует заглянуть в еще не охваченную пожаром войны Россию...

В среду 25 июня 1914 года в 2 часа дня от дебаркадера нижегородской пристани общества «Самолет» отвалил и направился в Астрахань вновь построенный пароход «Великая Княжна Ольга Николаевна», а спустя месяц вышел в Саратов его «систершип» - «Великая Княжна Татьяна Николаевна».

Каждый из этих судов, как сообщал «Нижегородский листок» того времени, был «роскошно отделанный, снабженный всеми усовершенствованиями техники и находящийся вне конкуренции по удобствам и комфорту».

Необычна история создания этих пароходов.

Учрежденное отставным капитаном 2-го ранга В. А. фон Глазенапом в 1853 году товарищество «Самолет» - третье в России по времени возникновения и первое на Волге - имело весьма благородную цель: доставить «публике и рабочему народу» скорое и дешевое сообщение между всеми городами и селами, находящимися на берегах Волги от Твери до Ярославля, и «сблизить их с только что открытой для движения железною дорогою».

С самого начала товарищество традиционно заказывало пароходы бельгийской фирме «Джон Коккериль» в городе Серен. В Бельгии их строили, в разобранном виде доставляли в Россию и здесь собирали.

Первые пароходы были очень простыми, тем не менее уже в 1856 году им было разрешено носить флаг почтовых судов, а на сиянии кожухов гребных колес иметь герб России и под ним почтовый рожок.

В 1860 году товарищество превратилось в акционерное общество и вскоре удлинило рейсы своих пароходов до Астрахани и по Оке до Елатьмы. Компании срочно требовались новые пароходы, а бельгийская фирма продолжала поставлять, как правило, однодечные (одноэтажные) суда небольших размеров.

Через короткий промежуток времени после постройки в 1885 году первого так называемого «американского» (двухдечного) парохода заводу «Джон Коккериль» были заказаны сразу четыре речных лайнера: «Пушкин», «Лермонтов», «Тургенев» и «Некрасов», что послужило началом новой эры общества «Самолет». По тому времени оно уже являлось солидным и весьма популярным на Волге, занимающим, кроме того, одно из первых мест в ряду лучших судоходных компаний Волги.

Но время шло. В начале второго десятилетия нашего века обострилась борьба между пароходовладельцами за прибыли. Многие предприниматели разорялись, а наиболее крупные и солидные пароходства объединялись, поглощая мелких хозяев.

В 1912 году, желая оставаться и впредь в числе ведущих пароходств России, правление общества «Самолет» решает разместить заказ на постройку двух новых пароходов в машинно-судостроительном отделе Сормовских заводов. Этот заказ оказался настолько престижным для отдела, что работа над проектом проходила очень быстро и через несколько месяцев проект был в основном готов.

В 1914 году строительство новых пароходов - самых крупных не только на Волге, но и в мире - завершилось. Роскошные «великие княжны» - «Ольга» и «Татьяна» - рассчитывались в основном на привлечение зажиточных слоев публики. Владельцы решили установить повышенные тарифы на проездные билеты за удобства в помещениях пассажиров, за шикарную отделку салона и столовой.

18 июня 1914 года «Ольга» вышла из затона на испытания, при которых проверялись паровые механизмы и силовая установка. 20 июня судно покинуло Сормово, а через два дня было «освящено».

Первый рейс «Ольги» под командованием Ф. Р. Поплавского завершился удачно. 30 июня утром пароход пришвартовался к астраханской пристани. На второй день были проведены ходовые испытания. Скорость судна - 23,25 версты в час - получила высокую оценку.

С нетерпением ожидали выхода из сормовского затона и второго парохода - «Татьяны». Он отправился в первый рейс 30 июля по завершении ходовых испытаний.

19 июля немецкий посол уведомил об объявлении Германией войны России. Вслед за этим сразу же осложнились условия работы речного флота. Началась мобилизация людей на войну, ухудшились условия плавания. Исчезали грузы на пристанях. Пошел «массовый пассажир» - инвалиды войны и нижние чины армии. Тем не менее навигации 1915-1916 годов принесли обществу «Самолет» ощутимую прибыль. Команды «Ольги» и «Татьяны» поощрялись за отличную работу. Однако осенью 1915 года выходит указ о мобилизации судовых команд. Теперь в составе экипажей на судах все чаще можно было увидеть женщин, пленных, подростков.

К осени 1916 года в России сложилась революционная ситуация, хотя она была не так ощутима плавсоставом, разобщенным на отдельные коллективы. Но во время зимовки в затонах в 1916-1917 годах велась напряженная работа по подготовке рабочих масс к революции.

И она пришла. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года свергла царя, после чего начали быстро создаваться профсоюзы, объединяющие рабочих волгарей. Консолидируются и пароходовладельцы - с целью координировать взаимоотношения между ними и судорабочими.

В апреле общество «Самолет» переименовало свои пассажирские пароходы. Так, «Великая Княжна Ольга Николаевна» получила название «Алеша Попович», «Великая Княжна Татьяна Николаевна» - «Добрыня Никитич».

Накануне Первомая «Алеша Попович» покинул место своей зимней стоянки и вышел в первый рейс до Астрахани. А двумя днями позже в первый рейс отправился и «Добрыня Никитич». На обоих пароходах находилось много пассажиров. Это были фронтовики: солдаты и офицеры, раненные на фронте. Увы, революция не приостановила войну, а та все еще продолжала приносить беды.

Во время второго рейса из Нижнего Новгорода с пароходом «Алеша Попович» произошел курьезный случай. Ночью судно отклонилось от курса, ушло далеко на затопленную весенними водами пойму реки и село на мель. Да так прочно, что не помогли и буксиры. Пассажиры и часть груза были сняты и помещены на другое судно, а «Алеша Попович» через несколько дней при спаде воды обсох. Общество «Самолет» обратилось к иностранцам за помощью по снятию парохода с суши. Но они запросили бешеные деньги. А вот из села Верхний Услон некто Т. Т. Кленков - русский мужик, мастер своего дела - подрядился снять «Алешу Поповича». И снял-таки, причем с помощью в основном женщин!

По прибытии «Алеши Поповича» в Нижний Новгород его капитаном стал Леонид Тюрин, в дальнейшем один из самых любимых студентами преподавателей Нижегородского политехникума водного транспорта имени В. М. Зайцева. В это же время чуть не сгорел у нижегородских пристаней «Добрыня Никитич». На стоящей под его кормой плавучей электростанции из-за короткого замыкания возник пожар, он мог бы перекинуться и на «Добрыню Никитича».

Во время последнего рейса при возвращении из Астрахани команда «Алеши Поповича» узнала об Октябрьской социалистической революции. Призыв «Вся власть Советам!» становится лозунгом и для речников. Саботаж пароходовладельцев ускорил национализацию флота и его передачу в ведение Советов. Волжский флот поступает под контроль рабочих, хотя управляющие пароходствами работали все еще под влиянием прежних хозяев. Но время работало на трудящихся. Речной транспорт Волги перешел «на службу социалистической революции».

В конце апреля 1918 года «Алеша Попович» выходит на линию Нижний Новгород - Астрахань. Все палубы, каюты на пароходе заполнились народом, потянувшимся на юг Волги за хлебом.

В мае было создано Главное управление водным транспортом. Но нормальной работе волжского флота помешало восстание пленных чехословаков в конце мая 1918 года. Подготовленное через свои посольства в России правительствами Антанты при помощи левых эсеров, оно положило начало гражданской войне на Волге. В июне чехословацкие и белогвардейские части захватили Самару, Симбирск и другие города Поволжья. Волга оказалась перекрытой, доставка в центр хлеба и топлива приостановилась.

Вспыхивают мятежи эсеров. В Ярославле во время мятежа у пристани находился «Добрыня Никитич», доставивший подкрепления Красной Армии. Командовал пароходом капитан Д. Д. Маматов, дворянин, вставший на сторону революции с первых ее дней. Услышав стрельбу и увидев бегущих к берегу офицеров и солдат с намерением захватить его пароход, он дал команду отойти от берега. Огонь по пароходу из винтовок и пулеметов сразил капитана. Он пал на мостике от вражеской пули. В память о нем «самолетский» товаро-пассажирский пароход «Князь Юрий Суздальский» получил название «Капитан Маматов». В конце сентября 1918 года это судно было мобилизовано и вошло в состав Волжской военной флотилии в качестве транспорта, а затем - штабного корабля Волжско-Каспийской военной флотилии.

В начале августа «Алеша Попович» был отправлен с частями Красной Армии в Казань, оттуда он возвратился в Нижний Новгород с ранеными бойцами. Здесь пароходу присвоили новое имя - «Володарский». В том же году «Добрыня Никитич» был переименован в «Карл Маркс», а в марте 1919 года - в «Спартак» (примечательно, что одновременно сменил свое название «в обратном порядке» другой волжский пароход - «Спартак», ставший «Карлом Марксом»).

Осенью 1918 года «Володарский» выполняет необычное задание революции - он становится агитпароходом, вместо пассажиров в его каютах разместились артисты и лекторы. «Володарский» вместе с другими пароходами совершал рейсы по Волге и Каме, мобилизуя население на борьбу с белогвардейцами.

Продолжалась служба «Володарского» в качестве агитпарохода и в 1919 году. Он швартовался к судам, береговым пунктам, где его агитколлектив помогал партийным и профсоюзным организациям в массовой агитационной работе, давал концерты на злободневные темы. Все это способствовало росту влияния партии большевиков. Кстати, и на самом судне в 1919 году три члена команды вступили в РКП(б).

«Спартак» после боев с колчаковцами был переведен на юг, под Царицын, где летом 1919 года разгорелись бои с войсками Деникина. Успешно закончив боевые операции на Каме, корабли Волжской военной флотилии, в том числе и штабной корабль «Спартак», вошли в Северный отряд Волжско-Каспийской военной флотилии. С появлением кораблей флотилии деникинцы, бросая технику и снаряжение, начали поспешно отступать. Вскоре был освобожден Камышин, затем красные овладели Дубовкой, которая стала базой для Северного отряда. Через несколько дней корабли отряда подошли к Царицыну, за который развернулась тяжелая борьба. Приходилось преодолевать сильно укрепленные районы. С 5 сентября части 10-й армии, 28-й дивизии и десантный отряд моряков И. Кожанова начали штурм Царицына. Для поддержки наступления корабли отряда неоднократно спускались вниз по Волге к городу и обстреливали противника из морских орудий. Но, несмотря на героизм и высокий наступательный порыв частей Красной Армии и моряков, попытки овладеть городом из-за малочисленности войск Красной Армии потерпели неудачу. Корабли Северного отряда, в том числе и «Спартак», прикрывая орудийным и пулеметным огнем отступающие части, были вынуждены временно отойти вверх по Волге.

Примечательно, что 23 года спустя «Спартаку» и «Володарскому» вновь пришлось обеспечить боевые действия Красной Армии в этом же самом месте - во время Сталинградской битвы. Правда, этому предшествовали два десятилетия мирного труда, рейсы обоих пароходов по Волге, успешное участие в стахановском движении. Но начавшаяся Великая Отечественная война вновь заставила суда «надеть военную форму».

В конце лета и осенью 1941 года «Спартак» и «Володарский» занимались эвакуацией мирного населения и работников перебаэируемых в тыл предприятий на Каму и в Приуралье, а на обратном пути доставляли на запад воинские подразделения, различные грузы. Трудными были эти рейсы. Воины (как и эвакуированные) заполняли палубы парохода до отказа. К тому же в первую военную навигацию «Володарский» использовался и в качестве буксировщика барж под «крылом», то есть когда груженная людьми и кладью баржа подчаливалась к борту парохода и таким способом доставлялась до места. Подобная практика существовала на Волге и Каме еще в годы гражданской войны, а позже, в 1942 году, из-за нехватки буксирного флота была узаконена и для пассажирских судов.

Враг на самолетах достигал Волги и сбрасывал в русло реки мины. Усложнились условия плавания - ввели светомаскировку на береговых и плавающих обстановочных знаках. Не горели сигнальные огни и на судах. Тем не менее «Володарский» успешно завершил первую военную навигацию, перевыполнив плановое задание, и осенью встал на зимний текущий ремонт. Ремонт проводила сама команда, поскольку рабочие судоремонтного завода выполняли заказы фронта. Летом 1942 года «Володарский» и «Спартак» совершили несколько рейсов с воинскими подкреплениями и техникой в Сталинград и вывозили из него каждый раз по 700-800 женщин, детей и стариков. Только после гибели парохода «И. Сталин» 27 августа, расстрелянного с берега немецкими танками, «Володарский» стал совершать рейсы в пункты выше Сталинграда.

На пароходе развернулось соревнование «за фронтовые вахты, за фронтовой экипаж, за фронтовые рейсы», что позволило команде отлично выполнить задание по перевозкам. По завершении второй военной навигации команда «Володарского» была отмечена Почетной грамотой пароходства.

В 1944 году «Володарский» в числе 10 других пароходов переходит на хозрасчет и завершает успешно последнюю военную навигацию. Он перевез 13,5 тыс. т грузов и 9555 пассажиров. В честь Победы 9 мая 1945 года «Володарскому» был передан на вечное хранение вымпел Государственного комитета обороны и Наркомречфлота.

После войны пароходы-ветераны вновь возвращаются к мирной профессии. «Володарский» дважды - в 1954 и 1962 годах - проходит капитальные ремонты, несколько изменившие его внешний вид. Преобразился и «Спартак».

Оба парохода в последующие годы стали своего рода «артистами», часто попадая на киноэкран. Особенно преуспел на этом поприще «Володарский» - его можно увидеть в фильмах по роману А. Н. Толстого «Хождение по мукам» и пьесе М. Горького «Васса Железнова», киноленте «Жестокий романс». В них пароход показан «во весь рост» - от его отдельных помещений и салонов до паровой машины. Нередко мелькали в фильмах и надстройки «Спартака».

Подводя итоги, можно сказать: из числа плававших по Волге пароходов «Володарский» и «Спартак» были самыми крупными и быстроходными для своего времени речными лайнерами, оказавшимися к тому же и редкими долгожителями.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ТОВАРО-ПАССАЖИРСКИХ ПАРОХОДОВ «СПАРТАК» И «ВОЛОДАРСКИЙ».

Год постройки 1914-й, место постройки - Нижний Новгород (Сормово). Длина корпуса между штевнями 91,4 м, по палубе 93,6 м. Ширина корпуса без обносов 9,3 м, с обносами 18,3 м. Осадка 1.1 м, с грузом 1,85 м. Число водонепроницаемых переборок 9. Грузоподъемность - до 1550 т в трюмах и до 300 т на палубах. Двигательная установка: паровая машина тройного расширения мощностью 1250 индикаторных л. с. (или 300 номинальных л. с.); 2 трехтопочных паровых котла. Экипаж: палубных служащих 31, машинных 20.Изображение
Изображение


_________________
С детства "больна"теплоходами:-)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Пароход"Володарский"
Новое сообщениеДобавлено: 06 окт 2011, 09:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 апр 2011, 07:31
Сообщений: 597
Откуда: Новокуйбышевск
Cпасибо сказано: 185
Спасибо получено:
28 раз в 22 сообщениях
ЯРОСЛАВЛЬ - АСТРАХАНЬ

После войны была открыта новая пассажирская линия Ярославль — Астрахань. Река стала неузнаваемой; на значительном протяжении разлились большие водохранилища — волжские моря. Это и дало возможность продлить водный путь крупным судам вверх, направить “Володарский” до Ярославля. Раньше он бывал на Верхней Волге только по весне, в основном в 20-х годах, когда вывозил из Рыбинска продовольствие для голодающих Нижнего Поволжья. И вот теперь — постоянная, на всю навигацию, пассажирская линия Ярославль — Астрахань.

Осуществлялась дерзкая мысль о создании Большой Волги с каскадом водохранилищ, подпертых плотинами мощных ГЭС. Грандиозный замысел оказался по силам лишь советскому человеку. В первые пятилетки были сооружены две волжские ГЭС — Иваньковская и Угличская. В 1941 году, когда уже шла война, вступила в строй Рыбинская ГЭС. Появилось первое на Волге величайшее водохранилище. И началась полнокровная жизнь на Верхней Волге, даже в меженный период навигации были глубины, достаточные для крупных пассажирских судов.

Движение за сохранность судовых механизмов, именовавшееся в 40-х годах лунинско-киселевским, возродилось в пароходстве канала Москва—Волга в 1947 году. Начало этому положили механик теплохода “Чкалов” Б. И. Бурлаков с инженерами пароходства А. Я. Алферьевым и А. Ф. Коховым. Они на новой основе усовершенствовали эксплуатацию и ремонт механизмов, и судно приходило зимовать в затон в отличном техническом состоянии. Метод Бурлакова подхватили во всех речных бассейнах. В таком использовании внутренних резервов была крайняя необходимость.

Механику “Володарского” Петру Петровичу Гурячкову суть метода была известна с 30-х годов, и все последующие навигации, особенно военные, он применял его на пароходе. Его, механика, поддерживала вся машинная команда. Зимний ремонт володарцы заканчивали обычно раньше других экипажей.

Линия Ярославль — Астрахань, укомплектованная большими грузопассажирскими пароходами, действовала.

“Володарский”, завоевавший в предыдущей навигации первенство, открывал навигацию 1947 года. 15 апреля в 12 часов пароход вышел из г. Горького в Астрахань, а 1 мая, завершив нижнюю часть рейса благополучно, вернулся в город, несмотря на сохранившийся лед, отсутствие речной обстановки, дебаркадеров (еще не успели расставить) в населенных пунктах. Колесному пароходу опасно идти во льду, даже битом. Но колеса сберегли, хотя порой и приходилось становиться на якорь. Нелегко было и с пассажирами: их высаживали прямо на берег, на лодки, паромы и пароходики местных линий. Только ниже Вольска река очистилась от льда. Но неожиданно разразился сильнейший шторм. Вся команда была поднята на случай водяной тревоги. У Саратова — новое испытание: выше города шторм разбил плот, бревна широкой полосой перекрыли судовой ход. Колесам опять грозила опасность, но стараниями палубной и машинной команд удалось избежать поломок. В Астрахани, где взяли 350 тонн риса, команда, развернув соревнование между вахтами, быстро произвела погрузку. Доволен был рейсом капитан П. П. Умнов. Не зря он воспитывал экипаж в духе товарищества и сознательной дисциплины.

На следующий год на Волге утвердилось еще одно начинание. Капитан парохода “Руслан” П. С. Букаев и механик И. М. Плеханов разработали стахановский план организационно-технических мероприятий: они внедряли прогрессивные нормы нагрузки на лошадиную силу, ускоряли оборачиваемость судна, сокращали время на каждую операцию, улучшали организацию

Капитан Александр Иванович Торсуков с помощником Владимиром Андреевичем Кирилловым (слева)

труда. Володарцы с 1943 года включились и в руслановское движение. Заметим, что в том же году руслановский почин поддержали экипажи 800 судов, а на другой год — 3200. Инициаторы бурлаковского и руслановского движений были удостоены Государственной премии.

С 1951 года экипаж “Володарского” возглавлял Александр Иванович Торсуков. Шесть коммунистов было тогда на судне, но небольшая партийная организация парохода под руководством молодого штурмана В. А. Кириллова была застрельщицей многих начинаний.

Если при Умнове, покинувшем капитанский мостик из-за тяжелой болезни, пароход ежегодно перевыполнял план, то с Торсуковым команда добилась еще более высоких показателей. Особенно заботился Торсуков о вывозе картофеля из Бармина, где осенью и весной его было очень много, так что пассажирские суда не успевали забирать его. Но приходил “Володарский”, и у Торсукова появлялась делегация сельчан: “Будь добр, Александр Иванович, выручи, забери картошку”. Торсуков — второму штурману; “Погрузи, Кириллов”.— “Да некуда, все забито”. А капитан настаивает: “Ничего, поищи и найдешь, выручить колхозников надо... Это мои избиратели, ведь я их депутат” (да, А. И. Торсуков был депутатом Верховного Совета РСФСР двух созывов).

На редком пассажирском судне за долгую навигацию не случается каких-либо происшествий, скажем падения пассажира в воду. Вот тут-то и проверяются сильные и слабые стороны команды, ее дисциплина, выучка. Экипаж “Володарского” всегда заботился о традициях, выработанных еще в 30-е годы. О некоторых таких случаях рассказал бывший первый штурман К. И. Бабушкин, ныне капитан теплохода “Советская Россия”, а дополнил бывший второй штурман “Володарского” В. А. Кириллов, ныне капитан теплохода “Семен Буденный”.

А. И. Торсуков заболел, и пароход несколько рейсов сделал без капитана. Вот тогда-то и звучали особенно часто три коротких свистка — сигнал бедствия “человек за бортом”.

“После ночной, капитанской вахты я отдыхал в своей каюте,— вспоминал Бабушкин.— Вдруг сквозь сон почувствовал, что колеса “Володарского” отрабатывают “полный назад”, и тут же прозвучали три коротких свистка. Вскакиваю — и немедленно на мостик. Кириллов побежал с матросами на корму — к лодке. Лодку спускали торопливо, суетились: это была первая тревога за навигацию. И все же помощь подоспела вовремя. Спасенный оказался жителем Мариинского Посада, до которого пароходу оставалось не более часа хода. Причину своего падения в воду он объяснил так: “Я продал картошку. Еду с деньгами, и мне показалось, что их у меня хотят отнять. Вот я и решил, выплыв, добраться до Мариинского Посада берегом”...

Стоянка в г. Горьком всегда отнимает у экипажа много сил. Нужно выгрузить, что привезли с низовий, погрузить верховый груз, продукты, дрова для камбуза, помыть судно, навести лоск перед отправлением в рейс, не говоря уж о том, что здесь располагается и пароходство со всеми административными и общественными организациями — и туда надо зайти. Одним словом, стоянки эти очень напряженные. И не успели отдохнуть, как “Володарский” в Кирпичном Яру пробасил тремя короткими новую тревогу “человек за бортом”. Она была сыграна четко, и человек не успел доплыть до берега, как шлюпка настигла его. На сей раз пловцом оказался мужчина, поссорившийся со своей женой.

Другое происшествие. “Володарский” отходил от пристани Чебоксары. Были отданы, кроме кормового, все швартовы, и течение стало отбрасывать судно от причала. А с берега по мосткам вбегал на дебаркадер запыхавшийся пассажир. Поняв, что ему не перепрыгнуть расстояние, отделявшее пароход от дебаркадера, он помчался на корму дебаркадера. Там вахтенный матрос только снял с кнехта кормовой швартовный конец и хотел его бросить в воду. Пассажир уцепился за трос. “Осилить” пароход ему, конечно, не удалось, и он оказался в воде. Шлюпка, однако, не потребовалась. Просто опустили шторм-трап, и человек поднялся на борт. Даже три коротких дать не успели.

И вдруг снова — три коротких. Шли Девушкиной воложкой и только что обогнали плотовод с большим плотом. Отрабатывать назад нельзя. Маневрировать перед плотоводом опасно. Только спустившись немного ниже, остановились, приготовили лодку, А виновник тревоги уже на берегу, на Девушкином острове. Машет руками и кричит, чтобы не высылали лодку. Как выяснилось, он у кого-то похитил деньги. Вырвавшись, бросился за борт, чтобы избежать наказания.

Это был тем не менее не последний случай в ту навигацию. “Володарский”,— продолжал Бабушкин,— отошел от Вольска и направился вниз по Волге. Пассажир-офицер, выйдя на балкон мест третьей категории, чистил свой китель. Левой рукой он держал китель за ворот, а правой выбивал пыль. Одно неосторожное движение, и китель полетел за борт. В карманах — документы. Не раздумывая, офицер перемахнул через борт за формой. Он спас китель, а его самого подхватила лодка, которую к тому времени наладились спускать четко и быстро...

Дела на судне шли хорошо. Люди работали старательно. Отсутствие капитана Торсукова заставляло всех быть особенно внимательными. План, как обычно, перевыполнялся. “Володарскому” снова присудили вымпел победителя. Пароход перед Сталинградом драили словно к адмиральскому смотру: готовились к возвращению после выздоровления капитана. И только три коротких свистка теперь ожидались с какой-то нервозностью. Хотя все “забортники” оставались живы и здоровы благодаря своевременной помощи, все же неприятно, когда люди по каким-то причинам прыгают с судна на полном ходу. Долг водников — сначала обеспечить безопасность тонущих, а потом выяснять причину...

В Сталинграде на капитанский мостик “Володарского” вернулся А. И. Торсуков. Бледный, осунувшийся, но глаза блестят по-молодому. “Ну, как вы тут без меня?” — спросил Александр Иванович. “В основном хорошо, а как ваше здоровье?” — “Операция прошла хорошо, теперь все позади. Но завтра уезжаю на сессию Верховного Совета, так что вы снова без меня пойдете...” Мы сидим около его каюты. Миновали заход в Красноармейский завод, вот идем вдоль Сарептского Яра. Я рассказываю капитану, надеясь на сочувствие, о том, как замучили нас “забортники”. Но Торсуков вместо сочувствия выдает наставление:

— Товарищ Бабушкин (он нас, штурманов, называл не по имени и отчеству, а товарищ Бабушкин, товарищ Кириллов, товарищ Углов), смотреть надо на людей. Кто что собирается сделать, сразу видно, и можно предупредить нежелательные действия. Может, тогда и не было бы у вас столько происшествий.

И надо же такому случиться, как раз в эту минуту трое молодых мужчин, прилично одетых, дойдя, как нарочно, именно до места, где мы сидели с Александром Ивановичем, повернулись, как по команде, лицом к борту, разом перемахнули через поручень, спустились на колесный кожух и одновременно прыгнули в воду.

— Это они куда?—недоуменно спросил Торсуков. Отвечать мне было уже некогда. Я взлетел на мостик и, под удивленным взглядом Кириллова, схватился за рукоятку свистка.

— Три? — только и спросил он, имея в виду три свистка, и кинулся на корму, к лодке.

— Три,— крикнул я ему вдогонку.

Молодых мужчин извлекли из воды. Оказалось, что они, сев в Сталинграде, надумали для экономии времени сойти на ходу, чтоб и прокатиться, и искупаться, а к вечеру вернуться домой. Всего-то... В наказание их провезли до Каменного Яра, чтобы впредь было неповадно рисковать своей жизнью и подводить нас, речников...

В жизни Волги в 1955 году произошло важнейшее событие. Открылось движение через шлюзы Куйбышевского гидроузла. Разлилось новое огромное водохранилище.

Этот год для володарцев был примечателен и тем, что как лучший, умудренный опытом капитан А. И. Торсу ков был назначен на первый трехпалубный теплоход “Родина”. Пароход он сдал своему первому штурману В. А. Кириллову, в 30 лет ставшему капитаном “Володарского”.

Несколько робел капитан: как отнесется к этому назначению экипаж — матерые речники. Но обошлось: Кириллов ходил на “Володарском” уже семь лет, и ветераны приняли его выдвижение как заслуженное признание руководством пароходства деловых качеств штурмана. И еще возникал вопрос: сможет ли Кириллов продолжить традиции бывшего капитана и перевыполнять планы перевозок? Не просто повторить рекордные погрузки Торсукова, тем более что в ряде случаев они вступали в противоречие с правилами. Но молодой капитан вместе со штурманами А. В. Демидовым и А. И. Локтионовым с умом, инициативно начали упорно “делать план”. Как и Торсуков, они грузили все, что позволяли трюмы и палубы парохода. Экипаж в полном составе поддерживал своей безотказной работой действия командиров.

“Ударная бригада”,— говорил Кириллов,— капитан с помощниками — после ухода маститого речника Торсукова не снизила своих показателей, и по-прежнему володарцы завоевывали вымпелы, грамоты и премии. Эти успехи были результатом совместной работы общественных организаций и командования судна, развернутого соревнования, высокой организованности и сплоченности коллектива, в первую очередь ветеранов. Вот они, эти ветераны: Ф. И. Жуков, А. В. Басов, В. М. Пыжов, А. М. Пыжов, С. С. Калинин, И. Г. Ширшов, А. А. Бахмасов, С. С. Корнилов, проводница Т. М. Плотникова. Двое рулевых — М. И. Пирогов и Г. А. Лунин — побили все рекорды: они прослужили на пароходе по 33 года.

Необыкновенно дружным и дисциплинированным был экипаж корабля. Командиры не знали, что такое “сделать замечание”, настолько хорошо каждый исполнял свои обязанности, высоко ценил чувство локтя и дружно поддерживал друг друга и интересы коллектива.

Таков был экипаж “Володарского” 50-х годов. Люди в нем быстро набирались опыта, росли профессионально. Штурманы А. В. Демидов и А. И. Локтионов в настоящее время командиры трехпалубных теплоходов “Максим Горький” и “Лев Толстой”, а штурман Л. А. Голохвастов — капитан теплохода “Степан Здоровцев”, В. А. Кириллов — известный капитан четырехпалубного теплохода “Семен Буденный”, однако годы службы на “Володарском” он считает самыми яркими в своей жизни.

В конце 1958 года Волгу перекрыла плотина Волгоградской гидроэлектростанции. Водохранилище резко улучшило условия плавания на значительном протяжении волжской магистрали. “Утонули” в них перекаты и острова, воложки и печины, спрямились судовые ходы, сократились расстояния между городами Волги.

В сентябре, перед самым перекрытием Волги, с “Володарского” наблюдали необычную картину: навстречу двигался очень длинный толкаемый состав. На носовой части его было написано непривычное название “Секционный состав”. За ним был едва виден толкач “Харбин”. Три большие секции, вплотную сцепленные, выглядели поездом: груза поднимали 8600 тонн, длина с толкачом составляла более 270 метров, а скорость — более 13 километров в час при мощности только 1200 сил.

Все эти годы команда “Володарского” продолжала, сохраняя традиции, уверенно работать и, как всегда, соревноваться с командой “Спартака”. На равных шло это соревнование: пароходы, можно сказать, поочередно держали первенство. На судах активно боролись за чистоту и порядок, улучшение обслуживания пассажиров. Но однажды едва не случилась беда. Вячеслав Александрович Минеев, новый капитан “Володарского”, отдыхал перед заступлением на ночную вахту. Разбудил его резкий стук проводницы Бадьиной в дверь каюты: “Пожар! В каюте второго класса дым”. Это не на берегу в доме, где бетонные или кирпичные оштукатуренные стены и потолки, где по телефонному звонку мгновенно прибывают опытные пожарники и быстро расправляются с огнем. Здесь — на судне — дерево и краска, на просушенной годами деревянной основе.

Через несколько секунд капитан был уже около той каюты. Дверь открыта, валит дым, а там, в каюте, спит на койке мужчина, и проводница отчаянно бьет по огню одеялом. Горят оконные жалюзи, занавеска и часть наружной стены.

Минеев сорвал со стены в коридоре огнетушитель. Точно направленная пенная струя сделала свое дело: шипя погас огонь, и только едкий дым продолжал ползти из каюты. Подбежали боцман, старший механик. Матросы тянули шланги. Но опасность уже миновала. Обследуя каюту, капитан с механиком сразу заметили обгоревший корпус динамика. С него, что ли, началось или от непотушенной папиросы подвыпившего и уснувшего пассажира? И что загорелось первым — динамик или занавеска? Неожиданно обнаружилось, что вилка динамика включена в розетку электросети. Из беседы с пассажиром выяснилось, что он в каюте распивал спиртное. Ему показалось, что динамик “поет тихо”. Он снял его со стенки, вынул вилку. Потом, засыпая, воткнул ее в розетку электросети и уснул...

По рапорту капитана проводница Надежда Александровна Бадьина была награждена начальником пароходства ценным подарком. Шнуры всех настольных ламп закрепили в глухих розетках...

В октябре “Володарский” прибыл на завод “Память Парижской коммуны” и стал на ремонт.

...Нередко в газетах и журналах, даже технических, можно прочитать: пароход-долгожитель, построенный в таком-то далеком году, плавает уже 50 или 60 лет. Верно. Плавает. Но тот ли это пароход, что был построен в таком-то году? Главный признак — название. Оно обычно живет долго, а все остальное... Впрочем, долго живет и паровая машина. Правда, и она получает ремонтные инъекции: расточку, иногда и замены цилиндров, а также замену некоторых — и не малых — деталей, но в целом все остается в той же массе, конструкции и на том же месте.

Вот один впечатляющий пример. Пароход “Усиевич” (до 1918 года — “Граф”), построенный Сормовским заводом в 1904 году, несколько лет назад одна газета отнесла к выдающимся долгожителям. Автор статьи, к сожалению, не знал, что современный “Усиевич” построен в 1953 году заводом имени 40-й годовщины Октября по техническому проекту и чертежам, разработанным самим заводом. “Усиевич” получил совершенно новый корпус цельносварной конструкции и высокий класс “О” (озерный) Речного Регистра РСФСР, новые надстройку, паровые котлы и ряд вспомогательных механизмов. Паровая машина была подвергнута капитальному ремонту. Вот вам и построено... в 1904 году!

И таких судов, хотя и с меньшим обновлением, еще немало плавает по Волге и Каме. Судов, которым судостроительно-судоремонтные заводы заменили все или почти все узлы, детали и оборудование, кроме паровой машины. Судоремонтники действительно к названию приделывали пароход.

“Володарскому” за 70 лет. Как же сложилась его ремонтная судьба — какие были на нем проведены профилактические, “терапевтические” и “хирургические” лечебно-восстановительные работы?

Семьдесят лет экипажи заботливо служили судну, но случалось, что были столкновения с другими судами, взрыв котла, проломы корпуса и другие повреждения. Приходилось судно ремонтировать. Да и время шло, корпус парохода и прочие конструкции изнашивались, корродировали, устаревали — с годами требовалось ремонтировать судно все больше и чаще.

Однако корпус не нуждался в ремонте до 1934 года, да и тогда было сменено лишь несколько листов бортовой обшивки и обносных кронштейнов.

После первого, по надстройке, среднего ремонта каждую зиму до 1948 года проводились лишь текущие ремонты, объемы которых команда максимально сокращала еще в навигационное время. При ремонте 1948 года были переоборудованы два трюма под пассажирские помещения, частично отремонтирована надстройка, тентовая палуба была покрыта новым равентухом.

Ежегодно в основном ремонтировались отдельные узлы механизмов, открытых палуб и судовых систем. Но годы давали себя знать: заметным стал износ корпуса, котлов, трубопроводов, появились дефекты и в, казалось бы, неуязвимой паровой машине. Все настоятельнее требовался серьезный ремонт всех частей судового организма. Скептики из пароходства считали нецелесообразным капитально ремонтировать судно: пароход, мол, и так послужил долго и оправдал себя, не экономичен по сравнению с теплоходами. Но не всегда только экономическую целесообразность надо принимать в расчет. Небезразлична ведь и историческая ценность парохода, всю свою долгую жизнь олицетворявшего высокий класс русского пароходостроения. И наконец, не следует забывать о многих пассажирах, которые предпочитают именно это удобное для отдыха судно.

И вот Горьковское центральное конструкторское бюро Минречфлота в 1954 году разработало технический проект капитального ремонта и переоборудования парохода. Специалисты бюро во главе с главным конструктором проекта Г. В. Школьниковым детально, скрупулезно осмотрели пароход.

На заводе имени 40-й годовщины Октября как раз было завершено сооружение слипа обычного механизированного типа, и первым судном, которое подняли тележки этого слипа, был “Володарский”. Сначала было заменено большое число листов наружной обшивки днища и бортов со сменой набора корпуса. Корпус клепаной конструкции был частично “вычинен” вварными листами. Поставленные в 1914 году на днище стальные листы толщиной 5 и 6 миллиметров, как выяснилось, в основном сохранились. Это через сорок-то лет! Хорошую сталь сварили металлурги начала века! На современных судах, к сожалению, сталь корродирует гораздо быстрее.

Навигацию 1955 года “Володарский” встретил в новом качестве — стал пароходом более высокого класса “О” (озерного) Речного Регистра. Так он ходил до ноября 1962 года.

Теперь приступили ко второму этапу капитального обновления парохода. Правда, завод “Память Парижской коммуны” не смог взяться сразу за ремонт в полном объеме. Заводская гавань была забита пассажирскими пароходами и теплоходами, ожидавшими текущего и среднего ремонтов. Наконец на палубе “Володарского” появилась бригада плотников. Они начали разбирать надстройку, аккуратно снимали внутреннюю щитовую зашивку салонов и коридоров, выполненную еще сормо-вичами.

Завод в течение двух с половиной лет готовил “Володарского” к будущей работе. Были заменены или выправлены в некоторых местах обносная палуба, ее кронштейны, обшивка колесных кожухов, тентовая палуба, леерные ограждения, частично внутренняя обшивка и т. п. Была произведена центровка главной машины, расточены цилиндры, отремонтированы шатуны. Выполнены и другие работы. Так, была заменена полностью электропроводка по всему судну, установлена пожарная авральная сигнализация.

Существенно улучшились условия для пассажиров, занимавших места третьей и четвертой категории. Вместо общих помещений были устроены каюты. Удобнее разместился и экипаж.

Внешний вид парохода был сохранен. Правда, были продлены вторая и тентовая палубы почти до кормовой мачты, а также изменены сияния обоих колесных кожухов. Раньше у “Володарского”, как у всех самолетских пароходов, сияние было глухое, а у кашинских, каменских и общества “По Волге” — с вырезами. Они давали свет в колесо, облегчая работы в нем. Волжское государственное речное пароходство приняло для всех своих пароходов сияние общества “По Волге”. И на “Володарском” (на “Спартаке” тоже) в сиянии сделали два выреза, прикрытые узкими полосками с кругом между ними, на котором разместили выпуклую пятиконечную звезду. Сохранили и установили на место старую отделку носового и кормового салонов, коридоров и некоторых кают.

Заметим, что позднее салон первого класса был отдан под ресторан, а в столовой второго класса была устроена комната отдыха, обставленная мягкой мебелью. После такой “реконструкции” главный обзорный салон, столь удобный для наблюдения пассажирами за рекой, теперь большую часть времени стал недоступен: туда их пускали лишь на завтрак, обед и ужин. Да и официантам ходить с подносами стало почти вдвое дальше...

Судно допускалось к массовой перевозке пассажиров — 600 человек. И опять начались трудовые навигации. Неприятных происшествий, хотя и редких, избегать все же не удавалось.

30 июня 1972 года произошла серьезная авария. При выходе из подходного канала шлюза Горьковского гидроузла “Володарский” столкнулся с грузовым теплоходом “Волго-Дон”. Были смяты обносная палуба, фальшборт, помяты стенки столовой на нижней палубе и ресторана — на второй. Судно поставили в док, откуда оно вышло в следующем месяце.

1974 год — еще авария. 12 сентября около 22 часов пароход входил в аванпорт Балаковского гидроузла. Неопытный рулевой неправильно понял команду капитана “Так держать” и “держал”, пока пароход не врезался в защитную дамбу. В последние минуты капитан К. С. Миронов перевел машинный телеграф на “Полный назад”, но запоздалый маневр не дал ожидаемого эффекта. Носовая часть смята, обшивка корпуса разорвалась в нескольких местах. Спасла пароход “таранная” переборка: она не разрушилась и не дала течи. Инспектор Речного Регистра разрешил разовый переход судна до конечного пункта рейса — до Астрахани. Здесь отремонтироваться не удалось, и пароход направили в город Волжский, где и подняли на слип. 19 сентября ремонт был закончен.

В мае 1975 года кочегар упустил воду из левого котла, что вызвало аварию топки. И снова существенный ремонт...

И всякий раз пароход вскоре выходил на линию.

Докование, проведенное в 1978 году на заводе “Память Парижской коммуны”, позволило установить износы набора и обшивки корпуса и провести их выборочный ремонт.

Специальные освидетельствования парохода в 1980, 1982 и 1983 годах показали, что конструкции и механизмы судна находились в хорошем и удовлетворительном техническом состоянии. “Володарскому” разрешались дальнейшие плавания.

Как видим, долгожительство судна достигается непросто и недешево. Но “Володарский” — пароход примечательный, и жалеть средства на его поддержание, думается, нельзя. Он носитель самой истории волжского судостроения и судоходства.

К оглавлению

Сайт Библиотека Александра Соснина - материалы о речном флотеИзображениеназвание: 70 НАВИГАЦИЙ ВЕТЕРАНА. ИСТОРИЯ ПАРОХОДА "ВОЛОДАРСКИЙ"
автор: Б.В. БОГДАНОВ
описание: Много замечательных судов ходило и ходит по Волге, но среди них есть те, которые пользуются особой любовью речников и пассажиров. К таким судам относился знаменитый пароход "Володарский", ходивший по Волге до 1989 года. В биографии парохода были и необычные события, и обыденные рейсы, и даже знаменитая посадка на мель, когда пароход оказался одиноко стоящим в поле на значительном расстоянии от реки... Книга, написанная в 1980-е годы, заканчивается оптимистичными мыслями на тему будущего парохода, но в жизни все оказалось очень грустно: брошенный в одном из затонов на Дону, пароход сгорел в 2001 году…


_________________
С детства "больна"теплоходами:-)


Последний раз редактировалось lenusya 06 окт 2011, 10:00, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Пароход"Володарский"
Новое сообщениеДобавлено: 06 окт 2011, 09:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 апр 2011, 07:31
Сообщений: 597
Откуда: Новокуйбышевск
Cпасибо сказано: 185
Спасибо получено:
28 раз в 22 сообщениях
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение


_________________
С детства "больна"теплоходами:-)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Пароход"Володарский"
Новое сообщениеДобавлено: 06 окт 2011, 09:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 апр 2011, 07:31
Сообщений: 597
Откуда: Новокуйбышевск
Cпасибо сказано: 185
Спасибо получено:
28 раз в 22 сообщениях
Изображение
Изображение


_________________
С детства "больна"теплоходами:-)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Пароход"Володарский"
Новое сообщениеДобавлено: 06 окт 2011, 11:37 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 апр 2011, 07:31
Сообщений: 597
Откуда: Новокуйбышевск
Cпасибо сказано: 185
Спасибо получено:
28 раз в 22 сообщениях
Мне посчастливилось на нём сходить из Самары до Чебоксар :D .Значит и я прикоснулась к истории :!: ,жаль что у меня тогда фотика не было :roll: .


_________________
С детства "больна"теплоходами:-)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Пароход"Володарский"
Новое сообщениеДобавлено: 07 окт 2011, 07:39 
Не в сети
РЕДАКТОР
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 фев 2010, 10:29
Сообщений: 5350
Откуда: САМАРА
Cпасибо сказано: 184
Спасибо получено:
483 раз в 351 сообщениях
lenusya писал(а):
Изображение

Только на этом фото не п/х "Володарский", а п/х "Память товарища Маркина".



Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Пароход"Володарский"
Новое сообщениеДобавлено: 07 окт 2011, 08:43 
Не в сети
РЕДАКТОР
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 фев 2010, 10:29
Сообщений: 5350
Откуда: САМАРА
Cпасибо сказано: 184
Спасибо получено:
483 раз в 351 сообщениях
п/х "Володарский" :
Изображение



Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Пароход"Володарский"
Новое сообщениеДобавлено: 10 ноя 2011, 12:30 
Не в сети
РЕДАКТОР
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 фев 2010, 10:29
Сообщений: 5350
Откуда: САМАРА
Cпасибо сказано: 184
Спасибо получено:
483 раз в 351 сообщениях
п/х "Володарский" на речном вокзале в Куйбышеве/Самаре. Справа-т/х "Ф.Энгельс" и "Михаил Фрунзе":
Изображение



Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Пароход"Володарский"
Новое сообщениеДобавлено: 28 ноя 2011, 15:43 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 15:25
Сообщений: 1430
Cпасибо сказано: 22
Спасибо получено:
107 раз в 77 сообщениях
Мне удалось попасть на часовую прогулку по Волге из Казани на однотипном "Спартаке"



Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Пароход"Володарский"
Новое сообщениеДобавлено: 28 ноя 2011, 19:02 
Не в сети
РЕДАКТОР
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 фев 2010, 10:29
Сообщений: 5350
Откуда: САМАРА
Cпасибо сказано: 184
Спасибо получено:
483 раз в 351 сообщениях
железный дорожник писал(а):
Мне удалось попасть на часовую прогулку по Волге из Казани на однотипном "Спартаке"

Помню,в советское время моя дворная сестра из Свердловска, когда гостила в Самаре тоже прокатилась на "Спартаке" на часовой прогулке.



Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Пароход"Володарский"
Новое сообщениеДобавлено: 03 дек 2011, 19:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 май 2010, 20:00
Сообщений: 1264
Откуда: Тольятти
Cпасибо сказано: 3
Спасибо получено:
41 раз в 37 сообщениях
Да, были люди в наше время.


_________________
Круизы навсегда. 43 круиза на сегодняшний день.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 
{ QUICK_REPLY }

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Rambler's Top100
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group • Наш партнёр - Forum-Gta.ru

© Самарский интернет-портал «РЕЧФЛОТ-63» 2010-2022 г.
При использовании фотоматериалов и информации с сайта ссылка на www.rechflot-63.ru - обязательна!
Мнение администрации интернет-ресурса может не совпадать с мнениями авторов тем и сообщений.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
↓ НА ПАЛУБУ ↓ В ТРЮМ