В 2010 году у этого теплохода юбилей-30 лет,чему посвящена одна из статьей Волго-Невского ПроспектаВторая молодость «Константина Федина»репортаж Ирины Кукановой
Одна писательница, рассказывая в мемуарах о своей жизни после детства, тактично назвала книги «Первая молодость», «Вторая…»,
«Третья…» Теплоходу «Константин Федин» 25 апреля 2010 года исполнится ровно 30 лет. Судно, таким образом, переживает вторую молодость.
Дело — трубаСередина марта, а корпус теплохода сияет свежевыкрашенным корпусом. «Уже успели? Видимо, ремонт начали рано?» — с этими вопросами я обратилась к капитану судна Михаилу Федоровичу Степанову. Оказалось, что к ремонтным работам приступили только в феврале, но уже многое сделано.
В этом году самый большой объем судоремонта на «Константине Федине» — трубные работы: замена около 400 метров магистральных трубопроводов (это почти две палубы), разводка их по каютам. Старые трубы демонтированы, начата замена. Выполнена почти треть от запланированного.
Механик Валерий Валентинович Гусев улыбается: «В прошлом году у нас был средний ремонт, а в этом — текущий, так что мы, можно сказать, отдыхаем». Я бы не назвала отдыхом то, что уже сделано: профилактика правого главного двигателя, дизель-генератора, всей судовой арматуры, а также чистка парового котла и ремонт арматуры на нем. Полностью покрашен корпус. На весну остались покрасочные работы палуб, которые экипаж будет производить также своими силами.
Губит людей не пиво…Это для человека 30 лет — не возраст. А для судна, пожалуй, наступление старости. Но развалиной «Константин Федин» не выглядит: четырехпалубник — красавец и снаружи, и внутри. Поддержание красоты — дело трудоемкое. Несколько лет назад сделали шесть люксов, поменяли паласы во всех помещениях, занавески, сантехнику новую поставили, перестроили читальный и музыкальный салоны, превратив их в бары. Вот так, значит, туристам не нужны ни книги, ни музыка? М. Ф. Степанов пояснил, что бары сделаны в соответствии с пристрастиями клиентов — пивные. Вопросы отпали сами собой, когда я узнала, что на теплоходе вот уже несколько лет подряд отдыхают немецкие туристы.
Судно ходит по традиционному, популярному среди иностранцев, маршруту Москва — Санкт-Петербург. Круизная компания «ВодоходЪ» (Москва) обеспечивает всегда полную загрузку. Экипаж своими пассажирами доволен: немцы — аккуратные, дисциплинированные, тишину и покой ночью не нарушают, поскольку отдыхают на теплоходе в основном люди пожилые.
В свою очередь, немецким туристам нравятся обслуживание, маршрут. Правда, в последнее время все чаше экипаж слышит от них высказывания о том, что теплоход старый, каюты тесноваты. Но это не мешает некоторым из них отправляться в круиз по второму и третьему разу.
Навигацию «Константин Федин» начинает обычно 5—6 мая, заканчивает в десятых числах октября. Продлевать ее нет смысла, считает капитан. Поздней осенью на Северо-Западе погода портится, на Ладожском и Онежском озерах сильные ветры, волны. Старпом Александр Анатольевич Ванеев даже случай вспомнил, когда немецкие туристы, испугавшись качки и болтанки на Онеге, отказались от экскурсии на Кижи: красота красотой, а здоровье дороже. А зря передумали: экипаж на «Константине Федине» опытный и профессиональный, доставил бы туристов на остров без заминок и происшествий.
Речники не пекутся, как блиныСамый опытный в экипаже, как и положено, капитан. И действительно, М. Ф. Степанов, потомственный речник, на флот пришел в 74-м, после окончания ГРУ, третьим штурманом на теплоход «Козьма Минин». Затем его перевели на «Константин Федин». Заочно окончил водный институт. Ненадолго уходил вторым штурманом на теплоход «Александр Радищев», а в 86-м вновь вернулся на ставшее родным судно. Михаилу Федоровичу повезло: он работал вместе с прекрасными капитанами — Г. А. Егоровым, Е. А. Мызалиным, Л. В. Носовым, учился у них, набирался опыта. А в 94-м и сам стал капитаном. Жена, Елена Александровна, работает вместе с мужем — директором ресторана. Интересы дочек далеки от водного транспорта, они выбрали не речные профессии. Правда, на теплоходе есть еще один Степанов — Николай Александрович, третий штурман, но он просто однофамилец.
А вообще, семейных пар на «Константине Федине» много. В основном, если обозначить профессии, это моторист (или матрос) и проводница. Но и в комсоставе есть супружеские пары, работающие вместе. Так, жена старпома, Марина Юрьевна Ванеева, — бухгалтер ресторана, жена второго штурмана Евгения Васильевича Зинева, Ирина, — повар на камбузе.
Наш разговор с экипажем постепенно перешел на кадровые проблемы. Старожилы теплохода подумывают о смене. Новички приходят, но не все приживаются. Есть и удачные примеры. Третью навигацию пойдет на «Константине Федине» студент ВГАВТа Александр Михайлов. Толковый парень, говорят о нем в коллективе, работает и учится. С третьего продипломировался на второго штурмана.
Речники со стажем тревожатся за будущее отрасли. Нынешняя система подготовки, считают они, судоводителей, как блины печет. Пацанов порой ставят на командные должности на большие теплоходы. А ведь чтобы вырастить хорошего командира, годы нужны.
Из ПТУ матросы приходят — за ними глаз да глаз нужен. И не факт, что они останутся работать на водном транспорте.
— Кто-то на флот идет «покататься» — города посмотреть, кто-то — денег заработать… За романтикой? Вряд ли. Это мы, наше поколение, за романтикой приходили, — констатирует капитан.
В экипаже помнят, как пару лет назад к ним на практику прислали матроса — студента ВГАВТа. Тот, учившийся в вузе, думал, что ему выделят отдельный кабинет со штатом подчиненных. А ему дали в руки швабру и заставили работать. Через неделю он сошел на берег.
Конечно, резонов выбирать профессию речника у молодых немного. Работа сезонная, зарплата не очень большая. Да и насчет моральных стимулов не стоит обольщаться — возможно, придется трудиться без орденов и званий.
Об этом хорошо знает электромеханик Игорь Владимирович Курекин. Экипажу «Константина Федина» завидуют, что у них на судне есть такой Кулибин — грамотный, знающий, опытный специалист. Весь затон бегает к нему за советом, он в консультации никому не отказывает. Курекин самостоятельно переделывал схемы, переводя на автоматику дизель-генератор, пожарную станцию, котлы, кондиционеры, электростанцию. Кому-то ничего не надо: работает электрооборудование и ладно. А Игорь Владимирович постоянно что-то придумывает новое, думает, как улучшить, обновить. Сейчас засел за ноутбук, рисует схемы — разрабатывает автоматику станции озонирования. К своей страсти к изобретательству относится с легкой долей иронии: «Лень — двигатель прогресса. Чтобы лишний раз не ходить на кнопку нажимать, и придумываешь автоматические системы». Уникальный электромеханик на «Константине Федине», но вот звания специалиста высшего класса ему почему-то пока не присваивают…
* * *
Ввод теплохода в эксплуатацию запланирован на 4 мая. К этому времени и экипаж, и судно будут в полной готовности встретить немецких туристов и показать им красоту России.Каталог > 2010 > № 6 > полоса 1 № 6 >
http://www.vnpinfo.ru/statyi/Vtoraya_molodost_Konstantina_Fedina