Судьба морозильника. Получил письмо от университетского друга. Он нашёл удивительные подробности жизни парохода «Корсаков», сгоревшего в 2004 г. у моста, на реке Сок (старая дорога на Самару).
Почему нельзя ничего откладывать на «потом»
« Привет, старина Виктор! Предлагаю твоему вниманию в кратком изложении некоторые факты истории одного названия, или одного корабля, или суди сам ...
В короткие часы перерывов между основными видами деятельности я, все-таки, окунаюсь в океан виртуально доступной информации, избирая давно интригующие курсы. Итак, пароход «Ева Браун» — Корсаков, который благополучно сгорел дотла зимой 2004 г. на вечном приколе в старом устье Сока у такого же старого моста.
Это случилось, всего спустя три месяца, как я обходил его борта, проводя по стальным листам рукой, выбирая место для удачного кадра. Но из кустов карагача это было сделать трудно, к тому же склоны берега круто уходили в воду, а мне хотелось применить «рыбий глаз». Вот если бы можно было отплыть немного, и тогда корабль просматривался бы более эффектно, к тому же тогда был бы боковой свет и фронтальный, а так только контровый. На территорию базы меня не пустили, да и собаки, почему-то были недружелюбно настроены, поэтому мне не удалось сделать кадры с открытого места. Я понадеялся, что еще не раз увижу корабль на его вечной стоянке,… но оказалось, что это была наша последняя встреча. Я сделал пару кадров с форштевня, но солнце слепило в глаза, и расстояние до носа не позволяло охватить надстройки и контуры корабля, а корма была слишком укрыта ветками разросшихся американских кленов. Потому я решил повторить свой замысел, когда совсем не будет листвы, а на Волге и протоках станет лед. Ну это все преамбула, так сказать, к моему рассказу, короче говоря — сгорел красивый и будоражащий воображение объект.
После его гибели журналисты (заметим себе) окрестили пароход якобы Евой Браун. С их легкой руки данное обстоятельство не давало покоя фантазии и еще больше разогревало интерес к объекту. Как же так, такая «реликвия» и вдруг у нас под боком, столько лет, в забвении, с другой же стороны — ну на хрена фюреру, да и вообще немцам присваивать какому то среднему грузовому пароходу (не лайнеру, или прогулочной яхте) имя «первой леди» рейха, и еще — как мог аналогичный пароход двойник носить имя самого дяди Адольфа. Как то не очень вяжется с масштабом, назначением довольно среднего по всем параметрам торгового судна с личностью и фигурой слишком видного политика и вождя нации. Менее значимые деятели удостаивались куда более весомой (по тоннажу и красоте обводов корпуса) памяти, увековеченной в творениях рук человека, бороздящих просторы океана. Все эти факты долгое время не давали покоя моим мятущемся в кругозоре мыслям.
Наконец вчера немного разобрался. Великая вещь интернет! Все под руками, и сразу, при том что информации крайне мало, почти нет. Но из отрывков разговоров бывших морских волков и любителей морской истории, собирателей фото и др. архивов, даже моделистов (немецких) — спасибо за фото, Юрген! удалось более менее восстановить картину былых времен и в чем то историческую правду, уж не знаю — нужна ли она кому нибудь еще.
Где, та «Ева»? Представляем — «Henriette Schulte»
Итак! Никакой «Евы Браун» (как и следовало ожидать), и что подтверждается с педантичностью составленными немецкими отчетами их архивов верфей: Ростока, Любека, Фленсбурга, а также судостроительных заводов Голландии, Дании, где строились суда для 3-го рейха, никакой посудины с таким названием не было, тем более с именем вождя. Вся серия этих пароходов (включая наш знаменитый в будущем «Корсаков») насчитывает 37 судов, теперь я знаю название каждого из них, данное при спуске на воду. Первый корабль серии HANSA-A сошел со стапелей в 1943г. и назывался Hansa-1. Наш пароход был седьмым по счету в списке этих грузовичков и получил имя «Henriette Schulte» и до своего переименования в Корсаков никогда не менял названия.
После войны все корабли, вернее те, что дожили до Победы, были поделены. СССР достались 17 кораблей этой серии, в том числе и наш. Вероятно, они эксплуатировались сразу по прямому назначению, так как грузовых судов явно не хватало, а когда из них выжали всё что можно, решили переоборудовать, подремонтировать, перепрофилировать. Так или иначе, но наш Корсаков было решено переделать в «рыбака», т.е. стал он вполне солидным океанским морозильным пароходом. Все таки запас его хода был изначально велик, 4000 миль, т.е. около 8000 км. автономного плавания. Переоборудовали его довольно долго, впервые он прибыл в порт Схидам (Голландия) на буксире нашего парохода «Санников» 1.08.1952г. Оттуда сам перешел в Амстердам 8-9.06.1953г. И окончательно отправился в плавание уже переоборудованным 02.03.1955г., покинув гостеприимных голландцев и взяв курс на Калининград. В том же 1955 году летом у него начались регулярные океанские промысловые рейсы… Вот так, дружище, немного удалось приподнять завесу неизвестности и тайны в истории корабля на карте нашего города. Все что случилось с ним потом, и про Въетнам в том числе и про пробоины и про непотопляемость — очевидно правда, поскольку подтверждается из нескольких источников. Я нашел всего две фотографии тех лет, когда «Корсаков» видимо еще не был переделан в морозильник, но качество снимков очень плохое, да и присутствие других кораблей в кадре мешает нам разглядеть знакомые очертания нашего сокского «морозильника».
Посвящение «Корсакову»
Надо сказать, что ему (Корсакову) удалось прожить большую корабельную жизнь, он много послужил людям, а вот его собратьям по серии (они все похожи как братья близнецы) не удалось дотянуть не то что до конца тысячелетия, но даже до 80-х, почти все они в начале — середине 1970-х были проданы в Японию и разобраны на металлолом, два из них переданы Польше и скорее всего давно закончили свой век.
А наш красавец прожил 60 лет и не дал себя позорно порезать на железки, и даже винтика после себя не оставил, видать крепкий характер был у этого бродяги. Не сдался новым русским, предпочтя гибель сдаче врагу. Красивая у него была труба с красным флагом серпом и молотом. Получается, не спустил флага… ни перед кем, не дал на себе заработать ни копейки, даже в последние часы жизни. Такая вот история подлинной «Хенриетты Шульте». Наверное даже хорошо, что никто кроме нас об этом не знает и не догадывается, да и по фигу скорее всего эта информация большинству обывателей включая самарских «краеведов». Есть однако увлеченные ребята, кто собирает по крупицам и сохраняет любые сведения об интересующем предмете. Поиск тоже великая вещь, особенно если заняты этим рядовые парни, а не исследовательские институты.
д.Камилл.
Когда я получил это письмо, я даже не знал, что «Henriette Schulte» – это корабль призрак, который оставил солидный след, в истории Второй мировой войны, на море.
Источник: tltTimes.ru
п/х «Henriette Schulte»:
п/х "Корсаков", фото из архива Сергея Медведева (первоначальное название Henriette Shulte, построен в 1944 году, списан в 1971 году) :
Другие суда серии HANSA-A:
п/х "Волочаевск" (первоначальное название Weserwald, построен в 1944 году, списан в 1973 году) :
п/х "Корсунь-Шевченковский" (первоначальное название Wilhelmshaven, построен в 1943 году, списан в 1972 году) :
Описание(данные интернет-портала "Водный транспорт",
http://www.fleetphoto.ru )
Проект разработан фирмой "Гамбург Верфт" (г.Гамбург, Германия).
Серия строилась на нескольких судоверфях в Германии и Голландии.
В составе ММФ и МРХ СССР работало, как минимум, 15 судов данной серии.
Тип судна: пароход, сухогруз
(в 1950-х годах несколько судов были переоборудованы в транспортные рефрижераторы).
Конструктивный тип: двухпалубное, с баком и рубками в средней
и кормовой части, с МО и жилой надстройкой в средней части.
Назначение: перевозка генеральных грузов.
Район плавания: неограниченный.
Дальность плавания: 4000 миль
Экипаж: 34 чел. (запасных мест — 4)
Валовая вместимость: 2022 т
Дедвейт: 3070 т
Длина: 91,8 м
Ширина: 13,5 м
Высота борта: 8,2 м
Осадка: 3,03/5,62 м
Силовая установка: паровая машина, сдвоенная, клапанная, типа "Ленц" (Германия).
Мощность: 1 х 1350 л.с.
Скорость: 10,4/11,1 уз.
3 грузовых трюма общей вместимостью 4490 куб.м (киповая), 4901 куб.м (насыпью).
11 легких грузовых стрел грузоподъемностью 10 х 3,0 т и 1 х 10,0 т
1 тяжеловесная грузовая стрела грузоподъемностью 30,0 т