16 декабря 2005 года № 1
13 января 2005 года № 1
Ушедшие на дно… чтобы вернуться?
Сегодня на дне Волги и ее притоков в районе Самары обнаруживаются целые кладбища затонувших судов, которые являются одной из главных причин загрязнения реки — на некоторых ее участках содержание в воде железа, ядовитой краски и нефтепродуктов превышает допустимую норму в два раза
В конце 2005 года на пресс-конференции в Волгограде волжский межрегиональный прокурор природоохранной прокуратуры России Вера Солдатова сообщила, что на дне Волги покоятся около двух тысяч плавательных средств — от катеров до грузовых барж. Согласно предписаниям природоохранной прокуратуры почти половина из них уже поднята на поверхность и утилизирована.
В частности, в водах Волги на территории Волго-градской области всего насчитывается 133 затонувших судна, 105 из них никому не принадлежат, 71 поднято со дна. Только на дне левого притока Волги — реки Самары — в районе областного центра ожидают подъема не менее двух десятков малых речных судов.
Дно реки в пределах Саратовской области буквально усеяно погибшими кораблями, которых, по предварительным расчетам, около двухсот. У Зеленого острова полузатоплен старинный колесный пароход «Татария». Летом, когда спадает вода, гуляющие на лодках причаливают к остову парохода «Гончаров», построенному более ста лет назад по заказу акционерного общества «Самолет» в Бельгии на заводе «Коккериль». В 60-х годах он был передан ДОСААФ, а когда денег на содержание судна у общества не стало, «Гончаров» таинственным образом ушел под воду. Бесславно окончил свои дни военный тральщик «Саратовец», списанный на Волгу с Балтийского флота. В начале 90-х годов его продали бизнесмену. Через год надоевшая игрушка отправилась на дно. Печальная участь постигла столетние корабли «Григорий», собственность знаменитых пароходчиков из Перми братьев Каменских, «Бабку» саратовского купеческого пароходства и т.д.
Поговаривают еще, что под мостом через Волгу лежит со времен войны немецкий бомбардировщик. К сожалению, затонул он на слишком большой глубине, и добраться до самолета удалось лишь одному ныряльщику. По его словам, в кабине еще сохранились скелеты летчиков.
Уникальный ледокол «Саратовский» 1896 года постройки ржавеет в водах Волги у Саратова под автомобильным мостом. Судно было сооружено по заказу рязано-уральской железной дороги в Англии, на верфи фирмы «Армстронг». Оно во многом стало прообразом знаменитого ледокола «Ермак». Длина «Саратовского» составляла 42 метра, ширина 10 метров, а мощность двух паровых машин — 1,5 тысячи лошадиных сил. Зимой он пробивал дорогу во льду для парома, перевозившего через Волгу вагоны поездов. Весной очищал реку ото льда, а по большой воде приводил в Саратов из Астрахани караваны нефтяных барж. «Саратовский» перевозил войска и боеприпасы во время Сталинградской битвы, участвовал в строительстве железнодорожного и автомобильного мостов через Волгу у Саратова. Потом его пришвартовали к причалу мостоотряда N 8, а что было дальше, доподлинно никому не известно. По легенде, какой-то рыбак увидел в трюме ледокола свинцовую трубу и попробовал отпилить кусок для грузила. В результате хлынула вода, и судно затонуло.
А ведь каждый их этих старинных кораблей мог бы стать гордостью любого музея речной славы, однако, чтобы поднять их, нужно обойти ряд проблем, таких же, впрочем, как и при подъеме относительно недавно эксплуатировавшихся судов.
Особенно много выведенных из эксплуатации плавательных средств появилось в первой половине 1990-х годов, когда обанкротилось немало владевших ими предприятий. Тогда и возникла серьезная проблема, остающаяся таковой и по сей день — бесхозность. Она — главное препятствие для подъема и утилизации судов, порождающая вопрос: на чьи деньги поднимать «утопленников»? Но поскольку хозяев большинства плавсредств найти невозможно, отдуваться приходится прокуратуре: через суд добиваться официального признания бесхозности судов, переводить их на баланс органов местного самоуправления и поднимать за счет государства.
В свое время из-за роста цен на цветной и черный металлы возрос интерес к «утопленникам» частных фирм. Не- удивительно, ведь затонувшие суда — это тонны цветного металла! Водяные трубы на старинных пароходах делались из свинца, паропроводы — из красной меди, а гайки — из бронзы. По слухам, механики современной саратовской флотилии нередко спускаются под воду за нужной запчастью. Особенно подходит для этого Золотой затон, где трудно найти квадратный метр чистого дна. Однако ни одна фирма, даже если получит госзаказ, не согласится поднимать судно, пока не будет официально установлена его бесхозность. Иначе останешься с носом: когда корабль уже окажется на берегу, может неожиданно объявиться владелец, поблагодарить за помощь и забрать ценный металлолом себе.
Надо сказать, что и сам подъем связан с немалыми трудностями. Прежде всего, по данным природоохранной прокуратуры, чтобы поднять одно затонувшее судно со дна Волги, необходимо до 500 тысяч рублей. При этом затраты окупаются всего процентов на 70. Кроме того, работу приходится проводить поэтапно и поочередно в каждом поволжском регионе, потому что на все его области приходится всего один рабочий кран «Могучий» мощностью 350 тонн.
Часто подъем осуществляется не с первого раза. К примеру, команде «Могучего», работавшей у Самары, поднять сухогруз «Иваново» удалось только со второго захода, несмотря на то, что судно было разрезано на три части. При извлечении из воды сильно заиленной центральной части весом в 250 тонн порвались стальные тросы.
Интересно, что подводные кладбища судов практически не исследованы. Десятки лет из грузовых отсеков сочится в волжскую воду топливо. Возможно, в каких-то из них хранится что-нибудь похуже простой солярки. Очистка бассейна Волги позволит ликвидировать опасность попадания остатков нефтепродуктов и других опасных веществ в речную воду, которая используется для водопроводов городов и сел.
Гораздо эффективнее осуществляется подъем затонувших судов в Санкт-Петербурге. Городской программе по очистке петербургских акваторий уже почти 10 лет. За это время специалисты подняли со дна Невы и Финского залива около сотни затонувших судов, точное количество которых неизвестно — их находят при очистке водоемов и водотоков. Только в 2004 году, в преддверии 300-летнего юбилея Кронштадта, были подняты два понтона, затонувших в Финском заливе в 1943 году, торпедный катер, долгое время ржавевший в иле, и еще 4 судна в акватории Кронштадта.
Остается только посетовать, как далеко нам до питерского отношения к погибшим кораблям, а уж тем более до европейского или американского. В Англии на несколько километров вдоль набережной Темзы выстроились старинные корабли чуть ли не со времен Колумба. В США сохранены шесть колесных пароходов прошлого века. Даже берег Миссисипи, где они пришвартованы, оставлен нетронутым, как во времена Марка Твена. Этот музей под открытым небом редко пустует, принося прибыль владельцам, — многие предпочитают проводить там юбилеи и свадьбы, устраивать дискотеки и конференции.
Хроника подъемов затонувших судов на Волге
2000 год. В Саратовской области по предписаниям экологов сами владельцы за собственные средства подняли и отправили в металлолом четыре баржи, теплоход и плавучую мастерскую.
2001 год. Со дна реки в районе Нижнего Новгорода подняты 12 судов. В этом же году в Тольятти и в Молитовском затоне под Нижним проведена большая работа по очистке дна от судов, принадлежащих Волжскому пароходству. Всего поднято и утилизировано 17 затонувших барж и теплоходов.
2003 год. Осенью в затоне Память Парижской коммуны ООО «Аламо трансметвуд» по заказу Волжского пароходства подняло со дна Волги списанное пассажирское судно «Багратион». Корпуса поднятых теплоходов уже на берегу разрезали по специальной технологии на части и перевезли на металлургический комбинат в Череповец. Общая стоимость работ по очистке берегов затона и разделке судов составила более 4 млн. рублей.
2004 год. Экологами выявлено 32 новых брошенных судна. Из Оки в районе поселка Память Парижской коммуны поднято семь судов, в районе поселка Октябрьский — еще три. В Воскресенском районе выявлено 18 бесхозных затопленных судов. Работы по их подъему и утилизации планируется завершить в 2006 году.
Осень 2004 года. Одно из самарских предприятий взяло на себя подъем 20 судов на территории Самарской области. Были подняты затонувшие около четырех лет назад в реке Самаре и ее протоке Сухой Самарке 100-тонный речной буксир-толкач РТ-313 и 55-метровый сухогрузный теплоход «СТ-143».
Лето 2005 года. По итогам рейда по Оке и Волге в Нижегородской области выявлено 87 затонувших судов. Владельцы 47 из них неизвестны. По соглашению губернатора Нижегородской области с руководством ассоциации «Большая Волга» на подъем судов со дна рек и их утилизацию в 2005 году из фонда ассоциации выделено 142 тысячи рублей.
Октябрь 2005 года. В ходе кампании по подъему судов со дна Волги в саратовской акватории из них выкачано и сдано на Саратовский нефтеперерабатывающий завод 70 тонн горючего. В основном это низкооктановое топливо, солярка, которую перевозили баржи, затонувшие в акватории. К примеру, баржа «Профессор Мечлин» содержала 40 тонн нефтепродуктов, баржа «Виктор Гусев» — 2600 тонн, нефтеналивная баржа Воскресенской нефтебазы — 20 тонн ГСМ.
Подготовила Анна МОИСЕЕВА
|