Старых Александр «Теплоход отправляется от пристани Оренбург»
Судоходство на Урале можно возродить.
Кто какие сны видит в Оренбурге сказать трудно. Разные, в зависимости от того, чем спящий обычно до того как уляжется в кровать занимается, о чем мечтает. Могу с уверенностью ручаться лишь за сновидения двух человек. Мой маленький приятель Колька, который ходит пока в детский сад, «снит» себе бригантину. Она плавает по морям-океанам, а по ночам заплывает в Урал. Бригантина ждет, когда Колька подрастёт, чтобы сделать его своим капитаном.
Другой мой знакомый, который тоже видит себя во сне за штурвалом, очень взрослый товарищ – Анатолий Тимофеевич Шипилов. Ему часто снится, как плывёт он по Уралу на теплоходе. На палубе поют и танцуют отдыхающие, а купающиеся в реке горожане показывают на корабль пальцами и кричат: «Смотрите, здесь по колено. Сейчас он сядет на мель!» Но теплоход, дав гудок, спокойно уходит за горизонт. Это сон – о том, что было. Последний оренбургский речной капитан сорок лет не может забыть этой картинки.
Не знаю, видят ли сны здания, деревья, машины и другие неодушевлённые предметы. Если да, то ржавой посудине, похожей на очень большую лодку, стоящей на берегу затона-старицы неподалеку от моста через Урал, снится то же самое, что и капитану Шипилову. Потому что это её капитан, а она - то, что осталось от красивого речного теплохода с женским именем «Гризодубова».
Урал – река судоходная
Анатолию Тимофеевичу сегодня 70 лет. Разбирая старые документы и фотографии, он надевает очки в простенькой роговой оправе с толстыми линзами. Глаза через такие стёкла видятся огромными. Говорит Шипилов громким голосом, потому что плоховато слышит да и волнуется. Рассказывая, ещё и отчаянно жестикулирует. От всего этого история оренбургского судоходства в его исполнении получается бурной, словно не речная она, а морская, со штормами и скрипящими мачтами.
А ведь появились уже были и небылицы о теплоходе, плававшем под стенами Оренбурга. В сознании некоторых юных горожан он вырос до размеров ледокола, который бороздил просторы реки, похожей на море. И невдомёк им, что жив еще человек, который и был первым, и последним капитаном «Гризодубовой».
В Оренбург, в родной город, Анатолий Тимофеевич прибыл в 1960 году. Пятнадцати лет от роду он, не добившись разрешения родителей, сбежал в Астрахань, чтобы учиться в школе юнг. После Астраханского мореходного училища сбылась мечта бесшабашного юноши – он стал «морским волком». Было в его судьбе даже настоящее кораблекрушение - когда он вторым штурманом ходил на теплоходе по Каспию. Судно налетело на камни и затонуло. Шипилов застудил почки, стал болеть, и медицинская комиссия списала моряка на берег.
- В Оренбурге в то время было три водных организации. Главная – Пристань Оренбург Уральского речного пароходства. Начальником пристани являлся Иван Фёдорович Рощин. Урал и Сакмара в районе Оренбурга были судоходными реками. Бакенами в них «выставляли» фарватер, следовательно, была в городе и такая профессия – бакенщик. А на месте нынешнего аляповатого здания торгового комплекса «Успех», по адресу: Ленинская, 39, стоял когда-то Дом пароходства.
До «Гризодубовой» Шипилов плавал на самоходной барже ПС №36. Об одном из таких пассажирских катеров - «Пионере», принадлежавшем другой водной организации - областному управлению малых рек, и капитане Баеве рассказал в одном из номеров«Вечерний Оренбург». Маломерные суда в основном обслуживали строительство двух автомобильных мостов – через Урал и Сакмару, – которое велось в те годы. Катера подвозили стройматериалы, таскали паромные переправы с людьми и скарбом через реки. Особенно незаменимы были эти речные труженики в распутицу, когда никаким другим транспортом на большую землю добраться было нельзя. Они брали на борт до сорока человек.
В трудовой книжке Шипилова есть знаменательная для истории оренбургского судоходства запись: «Шестого апреля 1961 года переведен на должность капитана-дублёра теплохода «Валентина Гризодубова».
В первое путешествие по Уралу новенький теплоход отправился, повинуясь капитану Шипилову. Штурвал же ему передал другой капитан Уральского речного пароходства – Вотяков. Это он ездил за теплоходом в город Вятку, где на судостроительном заводе и появилась на свет «Гризодубова». Название судну в честь прославленной советской летчицы дали в главке. А до этого безымянный двухпалубный корабль с двигателем мощностью сто пятьдесят лошадиных сил, работавшем на солярке, прошёл путь до Астрахани по Волге, на буксире через север Каспийского моря проследовал в Гурьев, оттуда своим ходом - в Уральск, где его и ожидал оренбургский капитан. Домой Анатолий Тимофеевич возвращался ещё и с удостоверением инспектора судов маломерного флота по Оренбургской области. Зимой, когда заканчивалась навигация (ого, какое слово для наших степей!), Шипилов ездил с проверками по области. На теплоходе музыка играет…
Справедливости ради надо сказать, что «Гризодубова» была не первым теплоходом, приплывшим в советское время в Оренбург. Был до нее еще двухпалубный «Джамбул». Но он и габаритами был поменьше, и знакомство его с нашим городом, по-видимому, из-за своей краткосрочности не переросло в привязанность и любовь, как это случилось у горожан с «Гризодубовой». О путешествиях с ностальгией рассказывают внукам нынешние оренбургские бабушки и дедушки, вспоминая красивый теплоходик своего неизменно счастливого детства.
Трудно сейчас сказать, сколько людей перевёз он за шесть лет. Может быть, полгорода, а может, и больше. Одних только посадочных мест на судне по паспорту значилось сто пятьдесят. Четыре каюты было у «Марии», камбуз для матросов, которых насчитывалось не меньше четырёх. Для пассажиров – два салона, два туалета, буфет, где продавали и пиво. Играла музыка, люди пели, танцевали веселились от души, наслаждаясь открывающимися просторами.
«Гризодубова» была весёлым и необычным местом отдыха. От желающих прогуляться по Уралу до Черноречья, в Ивановку, Благословенку и по Сакмаре до Бёрд на теплоходе, по воспоминаниям Шипилова, отбоя не было. «Гризодубова» катала к их неописуемому счастью пионеров из детских лагерей, взрослых из домов отдыха и прочих горожан. Заявки поступали от самых серьёзных организаций – областной прокуратуры, судов и т.д. Коллективный отдых в те времена был хорошей традицией.
Анатолий Тимофеевич вспоминает, как не в меру развеселившихся отдыхающих иногда приходилось спасать из воды. Но серьёзных происшествий не было. «Гризодубова» приносила горожанам радость, а Уральскому пароходству доходы.
Осенью теплоход отправлялся на стоянку в затон, образовавшийся в старом русле Урала, неподалеку от нынешнего автомобильного моста.
Зимой Шипилов и матросы охраняли судно и скалывали лед у его боков, чтобы он не раздавил днище. Приплыли…
Несмотря на популярность «Гризодубовой» в городе, сама пристань Оренбург с одним теплоходом была удалена и не очень удобна для управления из Уральска. Шипилову сказали:
- Иди в облисполком. Проси, чтобы дали земснаряд для очистки затона: дадим еще два-три теплохода.
Собрав документы, благодарные отзывы горожан и вырезки с хвалебными статьями из областных газет, Анатолий Тимофеевич отправился сначала в облисполком, а потом ко второму секретарю обкома КПСС Чекасину. Ответ везде был одинаков:
- Не нужен нам ваш теплоход! На отдых мы наших людей можем вывезти и на машинах…
Это был первый серьезный удар по флагману оренбургского судоходства. Уральское руководство после этого постепенно потеряло интерес к проекту его развития в данном регионе. А потом последовал приказ о ликвидации речной пристани Оренбург.
«Гризодубова» между тем осталась на прежнем месте. Теплоход вместе с капитаном передали в распоряжение областного управления малых рек. Но в жизни этой организации тоже наступали последние времена. Через Сакмару и Урал уже построили мощные каменные мосты, и они как-то разом оставили без работы всю речную флотилию, состоявшую в основном из самоходных барж и катеров. Баев на «Пионере», капитаны на других катерах стали, так же как и Шипилов, оказывать прогулочные услуги. Но вскоре ликвидировали управление, и в начале 1967 года «Гризодубову» передали в последнюю из оставшихся водных организаций – Морской клуб ДОСААФ. От винта!
Морской клуб степного Оренбурга заслуживает отдельного разговора. Это была серьёзная и уважаемая организация, немало сделавшая для воспитания и подготовки к армии очень многих оренбургских мальчишек и девчонок. В середине шестидесятых клуб, находившийся на втором этаже здания спасательной станции, слева от спуска к Уралу, возглавлял капитан второго ранга Сергей Петрович Тугушев. Весь берег был покрыт шлюпками, а главное, имелся свой, настоящий бронекатер. На нем стояла башня от танка. Командовал судном Герой Советского Союза, а экипаж состоял из орденоносцев Великой Отечественной. Торпедный фронтовик был овеян боевой славой и хранил на своих боках отметины прошлой войны. В сражениях он прошел от Сталинграда до Берлина, и успел похозяйничать на вражеских реках, добравшись туда по железным дорогам. Видать, очень дорог был солдатскому сердцу фронтовой речной друг. Поэтому не оставили его в Германии, а вернули на родину. В Оренбурге он оказался, скорее всего, благодаря кавторангу. Он умел поставить дело воспитания подростков на должную высоту. Бывшие фронтовики быстро находили пути для перевоспитания «трудных» ребят.
- Тогда ведь в милиции не было комнат для задержанных подростков, – вспоминает Анатолий Тимофеевич. – Я сам часто поднимал телефонную трубку, когда звонил начальник милиции:
- Это Морской клуб? Сейчас ко мне троих ребятишек привели. Родители жалуются: от рук отбились. Возьмите на перевоспитание.
Брали и мальчишек, и девчонок. Инструкторы записывали одних в группы плавания – с десяток купалок в Урале были оборудованы специально для этого, других – в судомодельный кружок. Морской клуб в те годы от военкомата готовил на своей базе специалистов для флота – рулевых сигнальщиков, мотористов. Юноши оканчивали курсы и уже с военной специальностью отправлялись служить в армию.
- Исправлялись ребята моментально, - уверяет Шипилов.
Радикальным средством было шлюпочное путешествие. Конечно, «трудным» оно было не в наказание, а в награду за будущее хорошее поведение. Можно представить себе это торжественное шествие: лодочная эскадра гребет что есть сил веслами под завистливые и восторженные взгляды сверстников на берегу. А впереди – флагман, героический броневой торпедный катер, с развевающимся на ветру парадным флагом и командой моряков-героев на палубе.
До Гурьева доходили и обратно в Оренбург возвращались своим ходом юные путешественники! По дороге купались, загорали. Питание, обмундирование и прочие расходы – за счет государства. Руки ребят становились крепче, головы яснее, прибавлялось настоящих друзей, проверенных в трудностях, а само путешествие уже не забывалось никогда.
Но настал день, когда все это стало историей. Умер Тугушев, и ему на смену пришел подполковник Екименко, в прошлом военный летчик, работавший заместителем председателя обкома ДОСААФ. Как рассказывает Шипилов, новый начальник приказал убрать шлюпки. Вместо них появились авиационные детали и агрегаты. Моряки возмутились, но их слушать не стали. «Гризодубову» и бронекатер было приказано отогнать в Ириклинское водохранилище. На дворе осень, воды в Урале мало и Анатолий Тимофеевич предложил подождать до весны. Но начальник был непреклонен:
- Чтобы я их здесь больше не видел!
Случилось то, что и должно было случиться.
- Мы едва дошли до Благословенки. Всё – меляк! Дальше идти не можем. «Бросайте всё там!» - была команда по телефону.
16 ноября 1967 года в трудовой книжке капитана Шипилова появилась печальная для него и «Гризодубовой» запись: «Уволен в связи с переводом на работу на Ириклинскую ГРЭС». Последняя пристань
На Ириклинское водохранилище Шипилова позвал письмом начальник ГРЭС Иван Григорьевич Каштанов: «Я знаю о Вас. Мне нужны такие, как Вы, специалисты. Предлагаю должность начальника водного участка, хорошую зарплату и однокомнатную секцию». В распоряжении Анатолия Тимофеевича оказался водолазный бот и катер на подводных крыльях, развивавший скорость до 60 километров в час. Однако супруга Тамара Валентиновна, приехавшая к мужу, жить на берегу искусственного моря категорически отказалась.
- Оставайся, понравился мне ты, - уже и трех-, и пятикомнатную квартиру предлагал Каштанов, но Шипилов уехал вслед за семьей в Оренбург.
… А «Валентина» весной утонула. Она вмерзла в лед, который прирос к прибрежному тальнику и камышам, и мутные талые воды хлестали поверх палуб через разбитые окна. Бронекатер половодьем утащило в степь, и приехавшее после паводка начальство, почесав затылки, приняло немудрёное решение: героическое судно распилить и отправить на металлолом.
«Гризодубова» вернулась домой грязная и словно уставшая от своей ненужности. Шипилов уже работал на новом месте – старшим инженером-механиком в энергоотделе управления хлебопродуктов. Он готов был вернуться на теплоход, да зарплату ему положили 120 рублей, а зимой и того меньше - 80. При таком раскладе не он бы семью кормил, а она его.
В конце концов, на «Марию» махнули рукой. Завели её в затон, вытащили на берег, срезали верхнюю часть на металлолом, а оставшуюся с днищем приспособили под склады, да и то, кажется, ненадолго: какой склад из ржавеющей посудины? Так бурьяном да сорными клёнами и заросли останки теплохода, на которые с недоумением натыкаются иногда лыжники. «Гризодубова» может вернуться?
Без малого сорок лет прошло с той поры, как в истории судоходства Оренбуржья была поставлена точка. Да и сам Урал, кажется, вот-вот пересохнет. А только сидит передо мной пожилой капитан Шипилов, и в огромных глазах его за толстыми стеклами играет молодой огонь. Он суетится, размахивает руками, то и дело поправляет сползающие очки и громко, словно боясь, что я чего-то не услышу, убеждает в необходимости и возможности возрождения судоходства на Урале.
- Да как же, ведь река совсем обмелела, - возражаю я. – В ваше время Урал был глубже…
- Нет, Урал был такой же! – шумно протестует Шипилов. – Ведь Ириклинская ГРЭС уже тогда действовала. Дело совсем не в реке. «Гризодубова» была плоскодонным судном водомётного типа. Что это значит? У неё осадка всего сорок сантиметров! И ещё всего двадцать надо под днищем. Другой фокус «Гризодубовой» заключался в том, что гребной винт у нее был спрятан в днище и мощная струя воды, двигавшая судно, на выходе регулировалась заслонками. Когда я вел судно по Уралу долгое время по одному и тому же руслу, струя, под наклоном бившая в дно, вымывала песок, и позади образовывалось так называемое корыто переката.
- Слева и справа от меня стоят по колена в воде купающиеся и с ужасом смотрят на плывущий теплоход. На палубе полторы сотни людей. «Капитан, - кричат, - куда ведёшь? Сейчас как врежетесь!..» «Будьте спокойны», - отвечаю. И плыву мимо пляжей по выверенному фарватеру. Пляжники бросаются туда, где только что прошла «Гризодубова», а там – с ручками!
Даже если в редких случаях судно и садилось на мель, то ведь опять же – это плоскодонка! Начинает работать винт, струя сама вымывает теплоход, и он сходит в воду.
Оказывается, все так просто: историю можно вернуть, и сказку, как говорится, сделать былью. Теплоход на Урале и Сакмаре - совсем не отплаканная красивая детская история. Шипилов говорит, что серия судов, к которым относилась «Гризодубова», до сих пор еще на ходу.
- Недавно увидел по телевизору: плывет по Волге судно. Кричу жене: «Смотри, моя «Валентина» идет!». Если бы власти или предприниматели захотели снова пустить по Уралу теплоход, - развивает тему старый речной волк, - я в их полном распоряжении! Могу съездить похлопотать в Уральское пароходство. Уверен, там дадут пару теплоходов, надо только спонсоров поискать. Земснарядом вычистить старицу-затон для стоянки судов. Я могу быть и капитаном, и лоцманом, буду учить людей – с радостью, с душой, потому что очень люблю свою профессию.
Глядя на него, понимаешь, что все-таки история города не в раритетах, а в людях, которые прославили их и сделали фактом истории. В таких, как Шипилов.
Историю своего рода он может проследить с 1817 года. И вовсе не потому, что его предки были аристократами. Нет, они были простыми оренбуржцами, но оставили в истории свой след. По матери – Менщиковы знатными каменщиками слыли, а Шиповы по отцу – плотниками. Отсюда, от скрепления бревен при постройке особым способом – «шипом», - и пошла фамилия. И те, и другие веками строили Оренбург. В газете Анатолий Тимофеевич вычитал, что в нашем городе сейчас только тридцать тысяч коренных жителей.
- Я вхожу в эту тридцатку! – с гордостью говорит он.
Добавим, что свой «гвоздь» потомок строителей города на Урале тоже вбил заметный. Но Шипилов считает свою страницу ещё недописанной и надеется передать навыки речного капитана тому, кто снова поведет теплоходы по Уралу и Сакмаре.
Что ж, в наше время всякое может случиться. И капитаны если надо появятся. Взять хотя бы моего приятеля Кольку: во сне он уже командует кораблем. Ничего, что он еще только детсад ходит. Нынче они быстро растут.
2006
_________________
Туры на любой вкус и кошелёк! Круизы по рекам и озёрам России! Отдых на лучших Российских курортах! Экскурсии по Самарской Луке и не только!!!
|