САМАРСКИЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ "РЕЧФЛОТ-63"

основан 5 февраля 2010 г. для общения любителей и ценителей речного флота и круизов,а так же для профессиональных речников и туроператоров. НАША ЦЕЛЬ-ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ РЕЧНОГО ТУРИЗМА и ТРАНСПОРТА
Текущее время: 15 дек 2018, 19:00

Часовой пояс: UTC + 3 часа



из Самары из Самары
© Самарский интернет-портал «РЕЧФЛОТ-63». При использовании фотоматериалов и информации с нашего интернет-ресурса ссылка на www.rechflot-63.ru - обязательна!
Текущее время: 15 дек 2018, 19:00

Информация


Радио онлайн



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Пароход «Самара»
Новое сообщениеДобавлено: 05 апр 2014, 20:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 окт 2010, 01:32
Сообщений: 280
Cпасибо сказано: 90
Спасибо получено:
25 раз в 20 сообщениях
Нашёл в инете на мой взгляд интересную статью про винтовой пожарно-спасательный пароход "Самара" участвовавшем в обороне Сталинграда. Решил скопировать статью и скинуть ссылку на статью.

Плыла «Самара» по Волге.

Автор Владимир КАЗАРИН

Поиски свидетельств трудового подвига судна автор вел несколько лет.

Пароход «Самара» проявил себя и в годы боев гражданской войны, и в дни Сталинградской битвы на переправах через Волгу.

В своей книге «Течет моя Волга», изданной в 1982 году в Горьком, капитан А.И. Белодворцев рассказывает о купце села Шиловка Гаврилове, который в 1888 году организовал в Криушинском затоне мастерские, построил семь домов, положив тем самым начало водницкому поселку. В 1911 году купец умер, и его вдова продала мастерские сенгилеевскому купцу Флегонту Михайловичу Баукину, у которого тогда было четыре товаропассажирских парохода: «Сенгилей», «Симбирск», «Казань» и «Самара», более десятка дебаркадеров и барж.
В 1918 году, не сумев сдержать наступление белочехов на Самару, красноармейские и рабочие отряды, моряки с Балтики ушли на пароходах в Симбирск. Здесь они организовали сводный отряд вооруженных судов, которые несли охрану плеса Сенгилей – Симбирск. Как свидетельствуют архивные документы, в числе их была и «Самара».
Работая с архивом пароходства Волготанкер, нашел личное дело капитана Петра Бочкарева, в котором он писал, что в 1918 году работал на пароходе «Самара» штурвальным. Судно обслуживало части Красной Армии на сенгилеевском участке фронта.
А что было потом? Могло ли товаропассажирское судно «Самара» работать на Сталинградских переправах? Оказалось, свидетельств тому больше, чем достаточно.
В книге «Речной транспорт СССР в годы Великой Отечественной войны» говорилось, что во время контрнаступления наших войск под Сталинградом особое значение приобрела Светлоярская переправа. Сюда были переброшены в условиях ледостава крупные соединения, предназначенные для усиления 57 армии. Среди них 13 механизированный корпус с большим количеством техники и автомашин. 21 декабря наступил полный ледостав. Колесные пароходы встали. И только винтовой пароход «Самара» продолжал работать вплоть до 27 декабря.
Нужно сказать, что с 1934 и до 1948 года на Волге было три пароходства: Верневолжское, Нижневолжское и Средневолжское, управление которого находились в нашем городе. И для того, чтобы успешнее вести дальнейшие поиски, решил выяснить, в состав какого пароходства входила «Самара». Но куйбышевские речники единодушно утверждали, что такого судна у нас не было. В списке судов Волготанкера он не значился. Речники Нижневолжского пароходства тоже отказывались признавать его своим. Неудачи обескураживали.
Решил обратиться к ветеранам Волги. И, прежде всего, к горьковчанину Рудницкому. Игнат Петрович после войны работал заместителем начальника пароходства «Волготанкер», Волжского грузового пароходства, управление которого после ликвидации Средневолжского тоже находилось в Куйбышеве. Выйдя на пенсию, он собрал воспоминания волгарей о работе в годы гражданской и Отечественной войн в его рукописи «На Волге огненной, суровой». Он дал мне несколько адресов речников, которые в разные годы трудились в Средневолжском пароходстве. И вот встреча с одним из них, Иваном Кирилловичем Космачевым. В тридцатые годы он был главным диспетчером Средневолжского пароходства. «Самара» была у нас,- сказал он,- но стояла она не в Куйбышеве, а в Саратове. Винтовой пожарно-спасательный пароход».
Много позже, в книге «Опаленные Волгой» (вышла в 2002 году), нашел несколько строк о «Самаре». Потомственный речник Владимир Пермяков писал, что пожарно-спасательный пароход нес службу в Куйбышеве. В 1937 году был передан в Саратов, а на его место заступил «Чапаевец».
Теперь у меня уже не оставалось сомнений, что под Сталинградом работал именно наш пожарно-спасательный пароход. Но что была это за работа, кто был на судне капитаном? Ответы на эти и многие другие вопросы предстояло найти.
В сборнике воспоминаний ветеранов, которые собирал Рудницкий, есть и выступление главного инженера 7-го экспедиционного отряда «Подводречстроя» Валентина Козлова. Этот человек замечателен тем, что поставил перед собой задачу восстановить историю судоподъемных работ на Волге. В частности, и под Сталинградом в годы войны. Я связался с ним. Валентин Петрович посоветовал мне посмотреть его публикации в журнале «Речной транспорт». У «Самары», - писал он, исторические заслуги. В 1919 году в Вольске находись в эвакуации курсанты – водолазы из Кронштадта. Они поднимали в Увеке с помощью «Самары» железнодорожный паром. Эта работа была отмечена благодарностью Ленина».
В публикациях Козлова в журнале «Речной транспорт» я нашел то, что меня интересовало.
В августе 1942 года, писал Валентин Петрович, в связи с большими потерями судов, которые подрывались на минах, подвергались бомбардировке с воздуха, на нижней Волге были созданы аварийно-судоподъемные отряды. В их распоряжении имелись пароходы «Самара» и «Гаситель». И далее речь идет о таком эпизоде. 14 августа в устье Ахтубы напротив тракторного завода авиация потопила деревянную баржу с автоматами ППШ. Десять суток ее разгружали вручную, заделали пробоины, откачали из нее воду с помощью пожарно-спасательного парохода «Самара» и вернули в строй.
О другом событии, участником которого была также «Самара» рассказал на страницах газеты «Советский танкер» за 1969 год начальник механико-судовой службы Нижневолжского пароходства Назаров. В местечке Водяное авиация повредила небольшой пароход, который притонул. Пробоину заделали пластырем, воду откачали с помощью насосов парохода «Самара» отвели в заводской затон.
И еще один эпизод, на котором стоит остановиться подробнее. 8 августа массированным ударам авиации подверглись железнодорожная станция Сталинграда, порт, затон. А в затоне стояли вагоны и баржи с боеприпасами фронтового резерва. Одна из них загорелась. Капитан парохода «Гаситель» вспоминал позже. « Когда мы пришли в затон, кругом все пылало, и сильные взрывы чуть было не сбросили меня с капитанского мостика. На «Гасителе» полопались все стекла. Часы и барометр сорвало. Мы подошли к берегу, протянули три линии рукавов, начали тушить баржи и вагоны с боеприпасами. Взрывавшиеся снаряды летели через нас. Лишь поздней ночью погасло зарево».
Вот примерно так об этом дне 8 августа мог рассказать и капитан парохода «Самара». По свидетельству тогдашнего первого секретаря Сталинградского обкома партии А.С. Чуянова, в тушении пожара принимали участие два судна: «Гаситель» и «Самара».
Дальнейшая судьба двух кораблей сложилась так. В сентябре «Гаситель» получил многочисленные пробоины, затонул и был поднят только в 1943 году. А «Самара» оказалась в Светлом Яру, на той самой переправе, которая прибрела особое значение с началом контрнаступления наших войск. Ледоход выводил из строя одно судно за другим. 16 декабря Волга под Сталинградом окончательно стала. И только винтовой пароход «Самара», как нам известно, работал до 27 декабря.
После того, как удалось отыскать вот эти сведения, удача изменила мне на долгие месяцы. И уже свыкся с этим и все реже вспоминал о «Самаре». Но вот однажды в одной из водницких газет за 1946 год нашел фотографию, которая обожгла. Фотохроника ТАСС сообщала, что в Саратов возвратился пожарно-спасательный пароход «Самара», который с первых дней войны находился под Сталинградом. 26 лет капитаном этого судна является М.Я. Овчинников, награжденный орденом Красной Звезды и медалью « За оборону Сталинграда».
Что же делал пароход «Самара» в низовьях реки до 1946 года? Напомню, в 1942-1943 годах на Волге во время артобстрелов, бомбардировок с воздуха, подрыва на минах погибло много пароходов и барж. В том числе и нефтеналивных грузоподъемностью до 12 тысяч тонн. Возвращать их в строй и помогала команда пожарно-спасательного парохода.
Конечно, все, о чем я рассказал, далеко не полная история судна. Но даже малая часть такого послужного списка позволяет поставить его в один ряд с пароходом «Гаситель», судьба к которому оказалась более благосклонной. Ветераны Волгограда не позволили его сдать в металлолом, судно обрело вечную стоянку на волжском берегу.
И вот тут считаю необходимым, в который раз, сказать о нашем отношении к волжской истории и людям ее творившим.
Уже в годы войны на Волге появились пароходы «Капитан Галкин», «Капитан Панин», «Капитан Шумилов», «Механик Семигласов». Так волгари попытались сохранить память о товарищах, погибших на своих постах.
В 1943 и 1946 годах десятки речников, в труде которых, по словам маршала Советского Союза Еременко, слился воедино ратный и трудовой героизм, командование Волжской Военной флотилии и правительство страны наградило орденами и медалями.
В 1947 году на основании совместного приказа Главного штаба ВМС и Министерства речного флота СССР на 39 волжских судах, особо отличившихся в боях с немецко-фашистскими захватчиками, были установлены мемориальные доски. В 1960 году речники кораблей, входивших в состав действующих армий, были признаны участниками войны. И в те же шестидесятые годы началась массовая замена парового флота на дизельный. Списали все. Даже буксиры-плотоводы Средневолжского пароходства «Усыскин» и «Чапаев», ставшие в годы войны канонерскими лодками, чьи заслуги высоко оценило правительство, наградив их орденами Красного Знамени. Разумеется, не стали охранной грамотой и мемориальные доски, установленные на 19 судах Средневолжского пароходства и пароходства «Волготанкер».
Речники ратовали за то, чтобы сохранить хотя бы волготанкеровский пароход «Сократ», принимавший участие в боях гражданской войны и Великой Отечественной, открыть на нем музей. Сотрудникам краеведческого музея Астрахани удалось спасти только мемориальную доску, штурвал, свисток и фрагмент обшивки корпуса судна.
В конце восьмидесятых годов «Волжская коммуна» опубликовала серию статей о работе наших судов под Сталинградом. В них я попытался обосновать необходимость создания в городе музея речников. Была надежда, что его сотрудники сумеют восстановить богатейшую историю водников Самары- Куйбышева, добьются установки памятной доски. Тогда еще у острова Коровий стоял пароход дореволюционной постройки. Он носил имя погибшего на своем посту капитана парохода «Ваня-коммунист» А.Ф. Панина. На острове Поджабный служил базой для рыбаков и охотников теплоход «Товарищ», который трудился и в годы гражданской войны, и Великой Отечественной. На правом берегу Волги напротив четвертой просеки лежал корпус парохода, носившего имя дважды Героя Советского Союза комбрига Г.П. Кравченко. Оно из этих судов могло стать музеем. Нет, ни власти города, ни сами речники не смогли принять такого решения. Не нашли они и помещения для музея. Тогда бывший руководитель пароходства «Волготанкер» Владимир Пермяков отыскал в верховьях Волги паровой буксир, перегнал в Куйбышев, ветераны взялись восстанавливать его, чтобы превратить в музей. Восстановили, и паровик своим ходом ушел … в Москву. Сегодня даже говорить об открытии музея речников Самары бессмысленно. Хотя материалы для него есть и у Пермякова, и у меня. Но нет флота Волги. Из двух судоремонтных заводов города сохранился только один. Пароходство «Волготанкер» довели до банкротства. Самарский речной порт, через который проходили десятки миллионов тонн грузов, по сути, превратился в участок по добыче песка и гравия. Остается только завидовать нижегородцам, которые имеют и музей и сумели поставить на постамент баркас «Герой», принадлежавший, кстати, пароходству «Волготанкер». А также саратовцам, которые в лихие девяностые открыли музей речников в порту. О Волгограде не говорю. Там давно существует прекрасный музей в здании речного вокзала. Именно там, к счастью нашему и стыду, хранятся списки погибших в 1942-1943 годах под Сталинградом речников Средневолжского пароходства и пароходства «Волготанкер».
Несколько раз обращался к властям города, губернатору установить на речном вокзале, если не памятник, так мемориальную доску с именами погибших. Безуспешно.
Не могу понять, как можно открывать памятники киношным героям и не найти в течение многих лет средств, желания сохранить память о погибших волгарях, до конца исполнивших свой долг перед Родиной. Не могу понять, откуда в нас такая глухота памяти, откуда такое отношение к собственной истории. Наверное, мы очень долго высевали семена бездушия, беспамятства, плоды которых и пожинаем. Какие потери мы понесли из-за этого в прошлом, сейчас известны. Какие понесем в будущем - вот в чем вопрос.

http://samarskieizvestia.ru/document/15418



Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Пароход «Самара».
Новое сообщениеДобавлено: 05 апр 2014, 20:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 окт 2010, 01:32
Сообщений: 280
Cпасибо сказано: 90
Спасибо получено:
25 раз в 20 сообщениях
"Тогда еще у острова Коровий стоял пароход дореволюционной постройки. Он носил имя погибшего на своем посту капитана парохода «Ваня-коммунист» А.Ф. Панина."

А наткнулся я на эту статью когда искал информации по судну Панин. Я его не застал в затоне,но у нас есть место на Сухой которое местные так и называют "Панино",потому что там стоял этот пароход. Куда он делся и как он выглядел там я и не нашел. Если есть у кого информация по этому судну скиньте.



Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Пароход «Самара».
Новое сообщениеДобавлено: 10 апр 2014, 10:50 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 апр 2013, 07:34
Сообщений: 510
Cпасибо сказано: 39
Спасибо получено:
56 раз в 43 сообщениях
PAVEL83 писал(а):
"Тогда еще у острова Коровий стоял пароход дореволюционной постройки. Он носил имя погибшего на своем посту капитана парохода «Ваня-коммунист» А.Ф. Панина."

А наткнулся я на эту статью когда искал информации по судну Панин. Я его не застал в затоне,но у нас есть место на Сухой которое местные так и называют "Панино",потому что там стоял этот пароход. Куда он делся и как он выглядел там я и не нашел. Если есть у кого информация по этому судну скиньте.



Действительно у "ВОЛГОТАНКЕР" был теплоход "КАПИТАН ПАНИН" но это "ОТ-800".

А, "ВАНЯ-КОММУНИСТ" погиб в 1943 году и вместе с ним его экипаж во главе с капитаном Александром Федоровичем Паниным.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BD%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82_(%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B0)

о судах с названием "Ваня коммунист": http://www.riverfleet.ru/riverblog/river_blog/34/

Изображение

Гибель парохода

Война еще не кончилась
Сорок третий год.
Идет по Волге матушке
Буксирный пароход,
Он тянет за собою
Тяжелые баржи
Груженые соляркой
И очень не спешит
Спешит скорей
Доставить груз
До места назначения
Ведь этот груз
Конечно был
Военного значения
Чтоб птицы краснозвездные
Летали в облаках
Что б танки наши быстрые
Громили бы врага
Но на пути обратном
Ему не повезло
На мине подорвался
Буксирный пароход
Как будто бы над Волгой
Пронесся ураган
Погибла вся команда
Погиб и капитан
Молодой красивый
Ему бы жить да жить
В атаку не ходил он
На Волге он погиб.
Нет у него могилы,
Она на дне реки
Нельзя поставить памятник
Там где он погиб.
И все ж ему поставили
Но памятник иной,

Хоть он не возвышается
Над Волгою рекой
Теперь другой буксирный
Скользит по глади вод «Капитан Панин»
Назвали пароход.
А сколько безымянных
Лежат на дне реки
Гибель их оплакали
Птицы кулики.


Да, сделали все, что могли, вы,
Кто мог, сколько мог и как мог.
И были вы солнцем палимы,
И шли вы по сотням дорог.
Да, каждый был ранен, контужен,
А каждый четвертый убит.
И лично отечеству нужен,
И лично не будет забыт.
Борис Слуцкий

Изображение

Один ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ КЮМа (хотя КОРАБЛЬ это и есть военное судно) каждый год гостил
на втором причале.
Выглядело впечатляюще.
Может есть у кого фото?



Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
{ QUICK_REPLY }

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Rambler's Top100
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group • Наш партнёр - Forum-Gta.ru

© Самарский интернет-портал «РЕЧФЛОТ-63» 2010-2018.
При использовании фотоматериалов и информации с сайта ссылка на www.rechflot-63.ru - обязательна!
Мнение администрации интернет-ресурса может не совпадать с мнениями авторов тем и сообщений.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
↓ НА ПАЛУБУ ↓ В ТРЮМ