САМАРСКИЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ "РЕЧФЛОТ-63" http://rechflot-63.ru/ |
|
Пароходы в Самаре http://rechflot-63.ru/viewtopic.php?f=19&t=160 |
Страница 1 из 4 |
Автор: | Слава [ 17 мар 2010, 18:36 ] |
Заголовок сообщения: | Пароходы в Самаре |
Первым пароходом, начавшим работать в Самаре, стал пароход "Волга". Это событие произошло в мае 1846 года. В июне 1843 года Николай I подписал закон, разрешающий иметь пароходы всем желающим. А 7 сентября был утвержден устав петербургской компании под названием «Пароходное Общество по Волге», которое в дальнейшем стали именовать пароходным обществом «По Волге». Оно и заказало в Голландии пароход, который был доставлен на Волгу в разобранном виде, собран здесь и 15 мая вступил в работу. Это было плоскодонное судно с железным корпусом, паровой машиной в 250 сил, которая производила такой шум, что его слышно было за несколько километров. Кают, рубок оно не имело. Рулевое колесо помещалось прямо на палубе. Против течения«Волга» с грузом до 300 тысяч пудов шла по четыре-пять верст в час, а порожняком в четыре раза быстрее. Примечательно то, что свой первый рабочий рейс судно совершило из Самары. Взяв на буксир две баржи с грузом пшеницы в 150 тысяч пудов, пароход вышел в Рыбинск. В разгаре был весенний паводок, скорость течения реки резко возросла, да еще разразился шторм. Он разбил, потопил многие суда, шедшие с низовий Волги. Команда парохода сумела быстро уйти с баржами в безопасное место, где и переждала непогоду. Один из тех, кто видел работу парохода, оставил такие воспоминания: «Интерес этих всех приволжских жителей, созерцавших первый пароход на Волге, так был велик сам по себе, что они съезжались сюда за десятки и сотни верст из деревень и сел, а равно также и из городов и весей, и целыми днями, неделями и даже более проживали в прибрежных селах и городах реки и ожидали прибытия парохода к данному пункту. …от этих зевак, толпами собирающимися на берегах великой реки, далеко разносились по стране страшные рассказы об удивительной «посудине с печкой», двигающейся при помощи черта, который сидит «в нутре» посудины и вертит большими, странными по своему виду колесами, с силой хлопающими по воде. С некоторым удивлением отмечалось при этом, черт на работе, «должно быть, тоже устает, так как дышит очень сильно – не по людски, да и не по воловьи, а как-то по своему, больно громко и через трубу». Первый рабочий рейс «Волги» прошел весьма успешно, и ровно через три недели караван прибыл в Рыбинск. Шел он только в дневное время (судовая обстановка на реке отсутствовала), так что собственно ходовое время составило всего 13 дней. Два новых рейса «Волги» с грузом в 245 тысяч пудов принесли обществу 13 тысяч рублей чистой прибыли. Команда парохода удостоилась за свою работу похвального отзыва в приказе главноуправляющего путями сообщения графа Клейнмихеля. В следующую навигацию пароход перевез в общей сложности 429 тысяч пудов, дав владельцам 80 тысяч рублей. Такое обнадеживающее начало побудило общество «По Волге» заказать в Голландии новые буксиры, «Геркулес» и «Самсон». По своей мощности, 460 сил, они почти в два раза превосходили «Волгу». В 1848 году оба судна вступили в работу и грузились на хлебных пристанях Самары. |
Автор: | Слава [ 17 мар 2010, 20:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Первый пароход в Самаре |
Модель парохода "Волга" : |
Автор: | Слава [ 20 мар 2010, 11:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Первый пароход в Самаре |
Бывший пароход "Индустриализация", теперь турбаза ТТУ: |
Автор: | Neptun [ 17 окт 2010, 21:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Пароходы в Самаре |
Кто-нибудь знает судьбу парохода "Кремль"??? Когда-то он работал на пригородных линиях. Мои дедушка с бабушкой в 1955 году совершали на нем поездку до Гавриловой Поляны. Я почему-то думал, что в Рождестрено на базе ТТУ лежит именно "Кремль". Если это не так, то интересно где он теперь и как сложилась его судьба. |
Автор: | Слава [ 17 окт 2010, 22:33 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Пароходы в Самаре |
А еще в давние времена у нас работал пароход "Хрущев". Он ходил на линии Куйбышев-Владимировка |
Автор: | Neptun [ 18 окт 2010, 20:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Пароходы в Самаре |
Точно, мне про него моя вторая бабушка рассказывала. Это был конец 40-х - начало 50-х. они с моей прабабушкой часто ездили к родственникам в Кануевку (это одна из моих малых Родинок) через прист. Владимировка. Пароход заходил во Владимировку позно вечером, а потом в ночь спускался к прист. Брусяны и днем возвращался в Куйбышев. Получается, что заход во Владимировку был одиножды за рейс. Рейсооборот составлял сутки. В вершине затона Грязный, что начинается рядом с я\к "Волга и л\с "ЗАП", на берегу долгое время лежал пароход Герой Покажанов (имя может быть воспроизведено не точно, т.к. оставались только силуэты демонтированных букв на сиянии). Этот пароход был мною последний раз там замечен в 1996г. Потом, говорят его распилили и увезли. Мне говорили, что Хрущев переименовали когда Никита Сергеевич стал генсеком. Может быть некий Покажанов и был переименованный Хрущев. Кто может подсказать историю этих всех судов? |
Автор: | Матросов Константин [ 18 окт 2010, 20:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Пароходы в Самаре |
А моя бабушка жила в старой Хрящёвке до её затопления. Рассказывала, что ещё до строительства ГЭС в Куйбышев от Симбирска (Ульяновска) ходил пароход "Власть советов". |
Автор: | Матросов Константин [ 18 окт 2010, 20:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Пароходы в Самаре |
И ещё на пароходную тему - в фильме "Жестокий романс" есть пароход "Самара". Что за птица? |
Автор: | Матросов Константин [ 18 окт 2010, 20:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Первый пароход в Самаре |
Слава писал(а): Если сравнить пароход "Волга" с буксирными пароходами проекта 732, то можно понять насколько инертен был подход к стилистике и общей концепции судов. А разница у них почти вековая. Вот, кстати, буксирный пароход 732 проекта, стоящий на РЭБ "Нефтефлота" в Самаре: Их разбирают или что? |
Автор: | Neptun [ 18 окт 2010, 20:59 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Пароходы в Самаре |
Вроде как ремонтируют, правда уже лет десять как. Слава богу, что не режут. Может что и получится. |
Автор: | Слава [ 19 окт 2010, 08:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Пароходы в Самаре |
На "Александре Полежаеве" в позапрошлом году даже выполнялись корпусные работы. В сети видел проект реконструкции этого судна,но у заказчика вероятно закончились деньги. |
Автор: | Слава [ 20 окт 2010, 18:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Пароходы в Самаре |
Neptun писал(а): Кто-нибудь знает судьбу парохода "Кремль"??? Когда-то он работал на пригородных линиях. Мои дедушка с бабушкой в 1955 году совершали на нем поездку до Гавриловой Поляны. Я почему-то думал, что в Рождестрено на базе ТТУ лежит именно "Кремль". Если это не так, то интересно где он теперь и как сложилась его судьба. Сегодня пообщался с одним пожилым дяденькой,так он мне рассказал,что в давние времена на местных линиях работали такие суда как :"Кольцов", "Волгострой", "Свирьстрой", "Колхозница", "Метеор"(не путать с СПК) , "Андрей Жданов" и уже упоминавшиеся "Кремль" и "Хрущев". |
Автор: | Юра1962Самара [ 20 окт 2010, 19:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Пароходы в Самаре |
Слава писал(а): На "Александре Полежаеве" в позапрошлом году даже выполнялись корпусные работы. В сети видел проект реконструкции этого судна,но у заказчика вероятно закончились деньги. хотели сделать из него стоечное судно, под ресторацию, даже персонал набирали в 2008 году... но воз ("Полежаев") и ныне там... |
Автор: | Слава [ 20 окт 2010, 22:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Пароходы в Самаре |
Удалось также выяснить, что пароход «А.В. Кольцов» первоначально назывался «Депеша». Это был один из самых старых пароходов в Куйбышеве, построен в 1859 году для общества "Самолет". В 1877 году он был переименован в "Гоголь", в 1887 году в "Князь Василий Костромской", а в 1919 году в "А.В.Кольцов". Пароход «Власть Советов» ранее носил название «И. Калита». Он был построен в 1903 г. Вместе с ними на линии Куйбышев-Ульяновск ходили пароходы, приписанные к Ульяновскому порту: «Джон Рид» (прежнее название «Л. Сорокин», построен в 1903 г.) и «Ян Фабрициус» (прежнее название «Симбирск», построен в 1903 г.). Все эти пароходы по некоторым данным были списаны в 1957 году. Их заменили более современные дизельэлектроходы 785 проекта. |
Автор: | Матросов Константин [ 20 окт 2010, 22:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Пароходы в Самаре |
Слава писал(а): Все эти пароходы по некоторым данным были списаны в 1957 году. Их заменили более современные дизельэлектроходы 785 проекта. Всё это в основном произошло в результате наполнения Куйбышевского водохранилища. Старые пароходы не имели допуска для работы в нем. |
Страница 1 из 4 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |